Другой Аллен«Зелиг», определенно, не тот фильм, который бы в полном объеме мог представлять всю обширную фильмографию Вуди Аллена, быть 90-то минутным концентратом режиссерского стиля и подчерка знаменитого еврея. Данная лента никак не вписывается в один ряд с фильмами Аллена конца 70-ых, начала 80-ых, такими как
«Энни Холл»,
«Манхэттен» или
«Сексуальная комедия в летнюю ночь». Практически полностью отказавшись от уже устоявшихся и полюбившихся зрителю авторских приемов, режиссер этим фильмом уходит в совершенно иную нишу. Что самое главное — Вуди Аллен и в этой своей попытке снимает впечатляющее авторское кино, тем самым раз и навсегда снимая все вопросы о своей профпригодности.
Псевдодокументальный жанр в сочетании с юмором и интеллектом Вуди Аллена рождает нестандартный и запоминающийся фильм, в котором совокупность мелочей, быстрый переход кадров и отсутствие длинных эпизодов играют важнейшую роль, что в свою очередь было отмечено многочисленными наградами в технической области. Несмотря на незначительный хронометраж, при использовании этих приемов достигается ощущение после просмотра, что зритель оценил не один короткий фильм, а телевизионный мини-сериал, транслировавшийся по выходным в течение месяца. Количество и качество эпизодов, интервью, статичных кадров, хроники и многие другие сцены, описываемые закадровым голосом рассказчика, отстраняют от принятия стороны любого из героев фильма, убирают излишние эмоции и позволяют сконцентрироваться на рациональном восприятии и понимании этой необычной истории о необычном человеке в антураже Америки рубежа 20-30 годов.
Леонард Зелиг представляется как совершенно необъяснимый и фантастический элемент своей эпохи. При этом за давностью событий и поколений, а так же под вилянием псевдодокументальной манеры фильма, в определенный момент все происходящее на экране можно принять за правду. Характер, эмоциональная сторона, его предпочтения и недостатки, предыстория и мотивы персонажа практически полостью принесены на алтарь мокьюментари, что совершенно не похоже на Вуди, который, как известно, не может не наделить главного героя своим лицом и манерами. Полностью отказаться от этого он не смог, оставив за собой первую роль, но его Зелиг показан лишь как маленький человек, вокруг которого с неконтролируемой быстротой развиваются события, на которые он при всем своем желании уже не может воздействовать. И это может означать только одно — главный герой не Зелиг, не доктор Флетчер, а рассказчик, олицетворяющий в своем закадровом голосе всю Америку.
Вуди Аллен снял кино об американской истории и американском народе. Зелиг является только поводом для того, чтобы создать свою собственную альтернативную историю, показать скоротечность моды и событий и то, как одна необычная личность может оставить свой след в своем поколении. А так же то, что этот след может так же быстро исчезнуть, как и появился.
Так или иначе, но
«Зелиг» стал бенефисом именно Аллена-режиссера, а не Аллена-актера. Любителям его манеры невнятно, быстро тараторить и наблюдать за развитием многочисленных интриг, интрижек и любовных настроений многих воплощений актера будет мало чем здесь насладиться. Но будет крайне любопытно абстрагироваться от этого притягивающего образа коротышки в роговых очках и, вглядываясь в кадры этого фильма, увидеть другую, менее заметную, но не менее выдающуюся сторону Вуди Аллена.