ПриспособленецМне наскучил неравный бой
Плетью обуха не перебить.
Не хочу быть самим собой,
Я таким как все стану быть.
(А. Макаревич)
У главного героя шьямалановского фильма '
Сплит' было, помнится, 23 личности и это был триллер.
Вуди Аллен за 33 года до этого показал нечто гораздо более страшное -
человека совсем без личности, только сделал это в виде комедии.
'
Зелиг', безусловно, один из самых оригинальных фильмов Аллена. Причем, что это есть такое - великий очкарик так и не объяснил.
Философская притча?
Остроумная сатира?
Ироничное осмысление поиска идентичности от представителя наиболее ассимилировавшейся в мировом сообществе нации?
Саркастическое перевирание ницшеанской теории о 'сверхчеловеке'? Пародия на многочисленные трактаты по психоанализу, ставшему особенно модным?
Или может быть просто шутка?
Если это шутка, то довольно злая. Если философская притча, то слишком смешная... Если сатира, то недостаточно острая. В любом случае, картина оказала огромное влияние на массовую культуру. Можно с уверенностью утверждать, что не будь 'Зелига',
не было бы 'Форреста Гампа' - уж точно в том виде, в каком он появился. Не было бы множества приемов, которые с успехом использовались в последующих мокьюментари, а у редкого мозгового нарушения с похожими симптомами не было бы столь подходящего названия.
Очевидно, что Аллен с присущим ему интересом к психоанализу показывает себя отменным знатоком человеческой природы,
доводя до абсурда не так уж редко встречающийся в людях конформизм. И с этим он неожиданно и
снайперски попадает в сегодняшний день со всеми его страшными событиями. Ведь его герой Леонард Зелиг не просто 'человек-хамелеон', он
приспособленец, у которого желание быть как все возведено в абсолют. Он просто
физически не способен быть собой. Аллен создает остроумный, но от того не менее страшный портрет
идеальной биомассы, принимающей любой вид и - следовательно - любое мнение за свое (а стало быть - и любую пропаганду), при полном отсутствии критического мышления и попыток анализа.
Это
идеальный раб - беспомощный и при этом беспощадный и всемогущий, винтик в государственной машине, в любую секунду готовый стать кем угодно и в любой момент быть пущенным 'в дело', готовый творить любое зло, просто потому, что оно никак не откликается в лишенной убеждений, морали, воображения, принципов, этики, - 'пустой' - душе.
Человек-жидкость, принимающий форму любого сосуда, в который его помещают. Аллен делает его смешным, но ужас от осознания наличия огромного количества подобных людей в мире от этого не становится меньше.
Ассимилирующийся как
карпентеровское 'нечто' Зелиг способен и на добрые дела, но они не идут из его самосознания, потому что никакого самосознания у него нет.
Это человек-фикция, человек-оболочка.
Но эта оболочка способна держать в руках оружие и выполнять приказы. Не зря в один из моментов фильма герой
оказывается среди фашистов как в идеальной среде обитания - в толпе, возле подобных себе. О, здесь ему тепло и вольготно - не надо думать, и всегда есть некто важный, главный, который избавит от необходимости думать, чувствовать и брать ответственность за свои поступки. Так, начав с желания всем нравится и быть любимым, изображаемый Алленом человечек оказывается фашистом. Интересная карьера!
Но, пройдя курс лечения и временно избавившись от своего 'безличия', Зелиг становится изгоем и преступником, потому что - парадокс - как
мыслящая единица миру он не так уж нужен. Сильные мира сего с удовольствием приняли его как хамелеона, как игрушку, но сразу же отвергли, едва в нем зародились искры сомнения. 'Тут умные не надобны, надобны верные' (с)
В общем и целом получается
очень безрадостная картина, хотя, несомненно, это
один из самых смешных фильмов Аллена. И да, мэтр находит для своего героя способ излечения, но, боюсь, это лишь уступка жанру и общему позитивному настрою фильма, который, конечно же, не затевался как пророческий или сколь-нибудь значимый, тем не менее прозвучал он громко, именно как
художественное открытие.
В актерском контексте ни для Аллена, ни для
Фэрроу их работы не стали творческим открытием, хотя Аллен абсолютно правдив (практически не меняя своего вечного образа-маски) в роли 'безликого человека из толпы', а
Фэрроу чудно смотрится в костюмах 20-30-х и в целом очаровательна как всегда. Но с точки зрения самой идеи, режиссерского замысла, стилизации, работы с монохромным изображением и архивными кадрами - картина - эталонна!
Обилие видных деятелей литературы, искусства, науки а также
великолепно состаренные кадры и
прекрасный монтаж с кинохроникой делают картину
идеальным мокьюментари (забавно, что снимая ленту про 'мимикрирующего человека', Аллен сам удачно мимикрирует под чужую эпоху и чужой стиль) и, следовательно добавляет правды и эмоциональности этой и без того очень сильной и даже вызывающей оторопь.
Одновременно размышление об индивидуализме, который странно смешивается со страстном желании быть как все (а значит - никем), и полная сардонического юмора комедия, осмысление инертности, безликости масс, как шага на пути к возникновению фашизма, и - романтическая светлая картина, полная любви и нежности, удивительный фильм, в котором фальшиво абсолютно все, но который всем - каждой мыслью, каждым кадром - настоящий! Безусловно, 'Зелиг' -
один из самых удивительных, талантливых и поистине творческих экспериментов мирового кино!
10 из 10