...Мне 12 лет... Я вбегаю в синагогу... Я спрашиваю раввина о смысле жизни... Он объясняет мне смысл жизни...но на иврите. Я не знаю иврит... Тогда он просит у меня 600 долларов за уроки иврита...Фильм Зелиг нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих работ Вуди Аллена. Так как во многом картина является выводами режиссера его излюбленных тем.
Для «Классического» Вуди Аллена характерны темы: иррациональность, опустошение, и отчужденность человека в современном обществе. Его работы во многом экранизации собственного опыта с примесью модного тогда психоанализа.
Форма и содержания его фильмов намеренно противоречат друг другу. За тривиальными с виду историями, зачастую скрывается серьезная драма маленького, невротичного человека.
Мне кажется, что главным выразительным средствам режиссера является сближение трагедии и комедии, где одно логически продолжает другое. Ведь с точки зрения объективной реальности, разницы между трагедией и комедией практически нет.
Для обоих жанров характерны: конфликтная среда, и нерациональность человека в этой среде. Разница заключается лишь в акцентах, расставленных автором в рассматриваемой им теме.
Режиссер выбирает комедию, и создает целую киновселенную позитивной психотерапии, где исследуют истоки невроза как у отдельного человека, так и у целого общества.
Фильм Зелиг, снятый Вуди Аленом по собственному сценарию, во многом подводит итог его работам 70-х годов.
Леонард Зелиг гипертрофированный собирательный образ всех персонажей Аллена. Эдакий собирательный образ, всех собирательных образов.
Если прошлые персонажи Аллена являлись представителями малой психиатрии, то Леонард находится еще в неизвестных областях науки. Его психосоматические проявления доведены до абсурда. Если обычный человек, пытаясь, подстроится под каноны общества жертвует своей индивидуальностью, то Зелиг идет дальше, меняя собственную анатомию.
Зелиг олицетворяет собой суть конформизма, вредного для развития собственной личности, но полезного для группы обезличенных индивидов.
Именно обезличивание современного человека, является главной проблематикой фильма. Каждый газетный заголовок, каждая передача, как и любой другой инструмент пропаганды приводят общественный интерес к общему знаменателю.
Обезличивание помогает предугадать реакцию публики, и тем самым повысить продажи. Неслучайно именно репортаж и документалистика определяют форму данного фильма.
Мы становимся такими же увлеченными зрителями истории, как те люди, читающие бульварную Нью-Йоркскую прессу 20-х годов. И нам приходится поверить в события, происходящие на экране, которых возможно никогда не было. Но которые нам приходится принять за истину, чтобы погрузиться в историю.
Кроме того, архивные хроники и старая пленка, производят впечатление редкого, а потому ценного знания. Таким художественным средством, автор манипулирует нашим вниманием, завышая значимость происходящего на экране.
Такой постмодернистский прием, обращенный против зрителя, помогает нам лучше осмыслить увиденное, и подвергнуть критике свои собственные интересы.
Конформизм и уход от него является главным двигателем сюжета. Леонард, человек со странным дефектом вызывает повышенный интерес, именно потому, что он не такой как все, хотя ирония как раз в том, что он именно неотличим от всех остальных.
В любом случае главные интеллектуалы того времени, а именно психоаналитики, считают, что ему необходимо лечение, чтобы сделать его нормальным членом общества. Но как только доктору Флетчер это удается и Зелиг становится самостоятельной личностью, на него обрушивается шквал негатива. Представители общественности вспоминают все проблемы, причинённые им Зелигом, совершенно игнорируя природу его болезни.
В то же время, совершенный им подвиг под действием того-же самого недуга, уже рассматривается обществом как гениальность, обеспечивая ему всемирную любовь и уважения.
Именно это когнитивное искажение стоит в основе многих социальных конфликтов. Если ты совершил плохой поступок, твои проблемы никого не интересуют, но, если благодаря этим же самым проблемам ты делаешь что-то хорошее, проблемы перестают быть проблемами.
Фильм отражает многие проблемы индустриального общества. Потому как именно в индустриальном обществе, в век мегаполисов, развитых СМИ, и сильной идеологии, тривиальные человеческие качества становятся самой настоящей социальной бомбой.
Индивидуальность штука спорная, человек может к ней стремится всю жизнь, тратя на развитие своей личности огромные ресурсы. Но спустя большое количество потраченного времени и усилий, человек может обнаружить, что он никем не понят, и что остался он со своей индивидуальностью наедине
Конформизм штука опасная, именно неспособность Зелига переносить гонения, а потому одиночество, провоцирует его проявить крайнюю степень конформизма – вступить в ряды нацисткой партии.
Разрешение этого конфликта может лежать в юморе, потому как именно юмор помогает смотреть на вещи более отстранённо, именно благодаря комедии можно увидеть все противоречия, назревшие в обществе.
Трагедия вгоняет в таску, сужая внимания зрителя до автоматических, но очень ярких реакций. Комедия Вуди Аллена, позволяет расширить внимания, и учесть больше деталей, для проведения эффективной терапии над собой!