Основано на нереальных событияхИ хотя современный поджанр псевдодокументалистики зашёл в тупик, когда-то он процветал. В начале 00-ых его умело эксплуатировали в ужастиках, вроде Ведьмы из Блэр, Паранормального явления, Монстро и Репортажа. Но если так посмотреть, ничем не хуже, а в чём-то даже лучше, мокьюментари работает в комедии. Борат использовал этот приём чтобы высмеять все пороки американского общества разом, Задержка в развитии умело стебала богатых, а Реальные упыри закосив под документалку про вампиров отобразили неспособность отдельных групп людей приспособиться к меняющимся реалиям. А если ещё сериалы брать в пример, то одни только Офис и Парки и зоны отдыха являются одними из лучших комедийных шоу 21 века в принципе. Но кто бы мог подумать, что один из лучших представителей комедийного мокьюментари выйдет не 00-ые или 10-ые, да и в принципе не в этом веке. Речь идёт о вышедшем в 1983-ем Зелиге, изменившим у многих представление о мокьюментари.
Если в кратце по сюжету, то это история про Леонарда Зелига. Человека, в котором обнаружили способность буквально перевоплощаться в любых людей, с которыми он находится рядом. Будь то толстяк, раввин, служитель СС или даже чернокожий. За это его все прозвали человеком-хамелеоном, способным мимикрировать под кого угодно, а потому представляющий всевозможный интерес для общества. Сам фильм снят в стиле документального портрета и отображает как человека, так и эпоху вокруг него. Реальная плёнка тех лет смешана с правдоподобной имитацией той плёнки. Внутри фильма даже есть интервью с 'реальными очевидцами произошедшего' и вставки из 'реально отснятых' по тем событиям фильмов. Всё это позволяет полностью погрузиться в историю и понять, что такое реально было.
Впрочем, режиссёр Вуди Аллен тут и создаёт контраст. С одной стороны, фильм отлично стилизован под кадры той эпохи и даже кадры с самим Алленом реально сочетаются с настоящей архивной плёнкой, а с другой, события кажутся столь неправдоподобными и настолько несуразными, что поверить в такое никак не возможно. Именно на этом и строится комедия фильма. Чем дальше идёт сюжет, тем абсурднее становятся происходящее на экране. В какой-то момент нам поведают о том, что Зелиг захватил немецкий самолёт и верх тормашками перелетел Атлантику. Это смешно и тем, как серьёзно на события реагируют как обычные люди, так и рассказчик. Последний делает историю ещё правдоподобнее благодаря своему тону. С одной стороны, он сохраняет невозмутимость и старается беспристрастно пересказать события, но с другой в его голосе всё равно чувствуются нотки изумления и интереса к происходящему. Благодаря слишком серьёзному отношению к Зелигу и строится вся удачная комедия фильма.
Как и все удачные мокьюментари, здесь элементы документалистики используются не столько ради того, чтобы надурить зрителя. Куда важнее показать то, как может быстро меняться настроение в обществе. Вот Зелиг, как Зелиг, никому до него не было дела. И тут вскрылось, что у него есть способности. Толпа сразу же сорвалась с цепи и начала следить за ситуацией. Всем известно, что людям в первую очередь нужны зрелища и они нашли себе нечто подобное, словно перестав следить за всеми остальными событиями в мире. Более того, многие начали коммерциализировать Зелига, превращая Человека-хамелеона в этакий бренд. Но потом он всем наскучивает, и про 'пресмыкающегося' быстро забывают. Потом, когда он, казалось, освобождается от своего недуга, люди вдруг превращают его в врага. То он претворялся маляром, хотя ничего в этом не смыслил, то принимал роды, хотя ранее никогда не практиковался в акушерстве, то вообще в бессознании завёл многожёнство, а те заимели от него детей. Только после подвига на самолёте ему кое как отпустили грехи, сделали героем и благополучно забыли, как это часто происходит с 'сенсациями'. В этом плане фильм идеально показал, как меняется настроение в обществе и как социум может быть двуличен.
Есть какая-то ирония и в самом образе Зелига. Он так старался мимикрировать под всех подряд, так не хотел выделяться, что в итоге именно этой своей чертой и выделился. Когда же Зелиг начал 'вылечиваться', общество сказало, что он им не нравился как человек-хамелеон, ибо сам того не зная совершал проступки, а то и настоящие уголовные преступления. И именно поэтому он снова начал мимикрировать, пытаясь снова понравиться обществу. Получается замкнутый круг. Он сам того не зная совершает проступки как хамелеон, но если Зелиг перестаёт быть любимым, то снова становится хамелеоном. Самое интересное, что не смотря на гротеск образа и утрированность событий, многие люди могут найти в этом что-то жизненное. Все мы перевоплощаемся в кого-то, кем не являемся, стараясь угодить всем подряд, а с соц сетями такая проблема и вовсе вышла на новый уровень.
Зелиг при всей своей комедийной составляющей, является драмой, в которой есть над чем поразмыслить. Несмотря на то, что само существование фильма похоже на шутку, чем пристальнее на него смотришь, тем больше осознаёшь, что эта шутка может не только рассмешить, но и заставить подумать. Вуди Аллен действительно мэтр кинематографа, который способен рассказать удивительные истории самым необычным киноязыком. Лучшая ли это его работа? Навряд ли. Слишком обширна его фильмография. Но это однозначно тот фильм, за который его можно вспомнить и понять его глубину мысли, а также узнать, что у мокьюментари был ещё большой потенциал. А может быть, он ещё и остался?