В ожидании будущегоЭто сейчас люди искусства, счастливо пережившие вместе с другими наступление третьего тысячелетия и 21 декабря 2012 года, вокруг которого было ничуть не меньше истерии, смотрят на мистику и всякие там пророчества более насмешливым взглядом. А вот последнее десятилетие минувшего века упрямо доказывает, что подобные вещи интересовали и побуждали к необходимости поделиться собственными страхами о будущем. В то время как «Секретные материалы» стали главным идеологическим обоснованием накопленных уфологией и схожими течениями знаний о внеземном разуме, вышедший несколькими годами позже «Миллениум» — этакой кантианской «вещью в себе» от кино, стоящей особняком и от «X-files» с сентиментальными агентами Малдером и Скалли, и от не менее увлекательного «Пси Фактора» с Дэном Эйкройдом в образе ведущего.
Первый же телепроект Криса Картера моментально нашёл отклик в сердцах зрителей, а в России число поклонников достигло пика в начале двухтысячных. История Фрэнка Блэка не может похвастаться столь внушительными цифрами и как-то незаметно вышла из эфира примерно тогда же, так и не раскрыв до конца всех своих тайн, как и главный герой в исполнении Ланса Хенриксена. Лишь по прошествии целого сезона стало понятно, что сериал этот вовсе не об очередном охотнике за привидениями, а о всех представителях рода человеческого, стоявших на краю неизведанного или просто запутавшихся в иллюзиях и догадках.
Приступив в далёком уже 1996 году к съёмкам, съёмочная группа вряд ли ожидала, что вполне простой сюжет о работе специальных служб окажется не просто закрученным в живую спираль, но и весьма крепко сшитым в интеллектуальном плане. Материал каждой серии тщательно отработан, будь то кошмарные муляжи трупов, сверхсекретные документы или сама теория преступления. В отличие от первого, чисто детективного сезона, второй просто изобилует научными и историческими данными о тех процессах, которые в то время были известны далеко не каждому даже в США. Порой авторы оказывались на скользкой тропе, намекая на собственную систему ценностей и её фальшивую суть, незаметно превращающую людей в настоящих монстров. Но не всех. По прошествии срока можно также с уверенностью сказать, что агент Блэк так и остался самим собой — скромным и молчаливым человеком с большим стажем работы в ФБР и неизведанным в душе, в жизни которого остались только две истины — жена и дочь.
При всей загадочности, персонаж Ланса Хенриксена не вызывал никаких сомнений с маркетинговой точки зрения. Опытный актёр, когда-то сыгравший в фантастической саге «Чужой», производил впечатление серьёзного человека, не похожего ни на авантюриста, ни на того, кто служит интересам государства. Отрицая законы жанра, Фрэнк Блэк осторожной поступью двигался в единственно правильном направлении, раскрывая такие преступления, которые не поддаются обычному восприятию. Он в своём роде гениален, но любая гениальность — это прежде всего жертвоприношение, сомнение и одиночество. Никто другой не в состоянии осознать это в той мере, которая могла бы стать единственным разумным объяснением происходящих событий.
Команда Фрэнка Блэка почти до конца оставалась малоизвестной, включая самого близкого Фрэнку напарника в лице Питера Уоттса, блестяще сыгранного Терри О`Куинном. Эти вполне обычные люди, однажды объединившиеся на отдельной орбитали общественного пространства для тестирования собственного тщеславия, приносили в и без того достойный сценарий дополнительную интригу, несмотря на ожидаемый расклад и повторяющуюся структуру многих серий. Включая очередную из них, ты снова будешь погружаться в атмосферу сомнения, страха и неуверенности, внушаемыми жутковатой заставкой и ощущать предвкушение очередного свидетельства агонии мира, живущего в ожидании чуда или конца света, каждый определяет для себя сам. И пусть последний в итоге отложили до «лучших» времён, но важнее то, что «Миллениум» оказался проводником не только в тонкий мир, но и в мир homo sapiens в целом, единого коллективного подсознания в масштабе всей планеты, которое одних губит, других возвышает, а третьим даёт возможность убеждаться в бесконечности вселенского разума и человеческой глупости.