Тодо модо / Todo modo (1976)
Отношения с творчеством Элио Петри у меня складываются непросто — его «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» считаю абсолютным шедевром, аналогов которому я не знаю. А вот «Каждому свое», «Рабочий класс идет в рай» и «Тихое местечко за городом» вообще мимо, ничем не зацепили. Тем не менее, решил дать еще один шанс — и был просто в восторге.
В «Тодо модо» Элио Петри взял Агату Кристи и Франца Кафку и заставил их трахаться под дулом пистолета в сопровождении органной музыки.
Со всей беспощадностью Петри обрушился на церковь, показывая насколько мерзкие и страшные дела творятся под внешним благочестием. Несмотря на то, что действие разворачивается в монастыре и в кадре в основном священнослужители и верующие люди, ощущение того, что смотришь документальные кадры из ада не покидает до самого финала. Атмосфера здесь просто сатанинская, вгоняющая в дрожь, пугающая и напряженная, да еще и приправленная гомоэротизмом. Добавьте к этому пробирающую музыку от маэстро Морриконе — и картина получится просто невероятная.
В картине есть две совершенно выдающиеся актерские работы. Первая — Джан Мария Волонте, которому я не устану петь дифирамбы. Его персонаж с первых минут вызывает одновременно и жалость и омерзение, а уж ближе к финалу вообще крышу сносит от того насколько безумен этот тип. К тому же под воздействием церковных догм он очевидно давит в себе гомосексуальные наклонности, от чего страдает еще сильнее, на грани сумасшествие. И Волонте играет это гениально. Он вообще гений перевоплощение — в каждом фильме у него разный взгляд, походка, мимика, жестикуляция, да даже голос. И роли подобной тому что он сыграл в «Тодо модо» я больше нигде не видел.
Вторая шикарная роль — Марчелло Мастрояни. В отличии от Волонте, он не вызывает у меня восхищения. Да обаятельный, артистичный, много отличных ролей, но все же весьма однообразен. Но у Петри он играет потрясающе. Его герой тоже очевидно подавляет гомосексуальные наклонности, но по характеру это более цельная и сильная личность. Но местами непонятно, кому он служит — Богу или Дьяволу. Его проповеди — это надо видеть, такое исступление, безумие, и кристальная вера в то что он говорит. И обычные церковные обряды, в его исполнении выглядят как сатанинские оргии. Мастрояни сыграл потрясающе, наверное это лучшая его роль, по крайней мере из тех, что я видел.
Понравилась Миранджелла Мирато — небольшая, но очень эффектная роль. Особенно сцена, когда ее героиня исповедуется герою Масттрояни просто блеск.
Приятно было видеть Франко Читти, но у него роль тут десятого плана, произносит буквально несколько фраз.
В общем, по всем параметрам выдающееся кино. Как обычно — общепризнанная классика оставляет меня равнодушным, а фильмы, на которые натыкаюсь случайно — западают в душу. За такие фильмы я и люблю 70-е.