Вальс с особым цинизмомБертран Блие довольно часто следует принципу «любовных треугольников» в своих фильмах и данный тоже исключением не стал. И будучи поклонником его творчества меня всегда удивлял тот факт, что его фильмы в общем-то посвящены одной теме — ерническому высмеиванию косности и нездоровой упёртости общественных устоев, но при этом в деталях обладают какой-то незабываемой возмутительностью и иронией.
Язвительные и обаятельные «Вальсирующие» цинично выворачивали наизнанку другой киношедевр — «Последнее танго в Париже», «Приготовьте носовые платки» был искрометным кризисом отдельно взятой семьи в разрезе общества, в котором с каждым часом происходило что-то непредсказуемое, но всегда забавное, «Слишком красивая для тебя» был камерным бенефисом алогичности и необъяснимости чувств. «Холодные закуски» казались сюрреалистическим абсурдом, в котором нет-нет, да и проглядывало удивление тому, что герои стремятся к подозрительно предсказуемой цели. Просто пользуются необычными средствами для этого… Даже тоскливый мелодраматический «Отчим» и тот казалось бы периодически впадал в комедийные эпизоды, в которой угадывались висты бессмертной «Лолите» Владимира Набокова.
Эта лента тоже не церемонится с привычными представлениями о судьбе человека и романтике, так же сурово обходясь с человеческими ожиданиями о светлом чувстве. Вполне возможно, что такому кино недостает деликатности, а порой даже и человечности. Но даже и в их отсутствии есть какое-то беспринципно-хулиганское и незабываемое обаяние. Этому способствуют и яркие роли трио главных героев и общая сюрреалистически-гротескная атмосфера фильма. Особенно в этом отношении отличился, конечно Мишель Блан — его Антуан с характерным закатыванием истерик об отсутствии внимания и периодически вспыхивающей девичьей застенчивостью — пожалуй, самое запоминающееся в этом фильме.
«Вечернее платье» — изумительная по своей незаурядной беззастенчивости провокация, очередное возмутительно милое, скандальное и наглое кино, как и большинство сюжетов бесстыдника Блие. С откровенным сюжетом, больше похожим на что-то вроде виртуозной «семейной антиутопии», где все вывернуто наизнанку — мужчины, которые пытаются познать себя или быть эрзац-женщинами, женщины которые бредовыми путями ищут сладкой жизни, сама жизнь, которой и в страшном сне не приснится такой абсурдно-издевательский подход к ее постижению. Мелкобуржуазное обаяние мужчин в париках, отнюдь не отличающееся скромностью. Правда жизни)
8,5 из 10