Вестники постапокалипсиса.В год выхода фильма студия '20th Century Fox' делала на него определённую ставку. Посудите сами: за основу взято произведение популярного фантаста Роджера Желязны, в касте задействованы завтракавший с Тиффани Джордж Пеппард и подающий надежды Ян-Майкл Винсент из 'Механика', ну а заправлено это 17 миллионами бюджета, что по тем временам было суммой что надо. Некая же космическая фантастика энтузиаста Джорджа Лукаса находилась не в таком приоритете.
Но время показало что, где и как - 'Звёздные войны' превратились в культурный феномен, живущий и более чем здравствующий (Силу пробудили аж на 2 миллиарда долларов), а 'Долина проклятий' осталась... Ничем. Вокруг этой ленты не сложилось особого культа, импульсом для постапокалиптических фильмов она не стала (сравните список различных произведений в которых цитируют 'Безумного Макса', особенно - второго, и попытайтесь найти хотя бы парочку, отсылающих к 'Долине проклятий'), да и карьерам актёров она не помогла, как и не поставила подножек - что Пеппард, что Винсент в 80-х найдут свои знаковые роли на телевидении. В итоге с течением времени картина Джека Смайта стала чем-то вроде одной из многочисленных пустошей, здесь показанных. Справедливо ли?
Ну, для этого нужно глянуть на ленту поближе, посему оставим разглагольствования и начнём. Сюжет - типичная история людей, ищущих остатки цивилизации среди гор мусора, пыли и останков тех, кому не посчастливилось попасть в число пресловутых остатков цивилизации. Разумеется, просто проехать из точки А в точку Б не получится - и радиация делает своё гнусное дело, выращивая шайтан-насекомых, и пыльные-водные-радиационные бури, и мародёров нате. В общем, типичный комплект любого уважающего себя произведения, затрагивающего тему жизни после ядерного кирдыка.
Вот только стоит упомянуть, что стоимость этого самого комплекта не тянет на заявленные 17 лямов. Да, эффекты здесь есть - и насекомые всяческие, и небо чудит разными всполохами, и БТР 'Landmaster', на который делали особый упор (и совершенно справедливо, стоит сказать), помещая его на постерах и уделяя экранного времени почти столько же, сколько персонажам-людям. Но не тянет всё это на заявленные деньги. У того же Лукаса бюджет был даже поменьше - но при этом визуальная часть на 150 голов выше. Привлечённый к делу Джерри Голдсмит меня здесь очень сильно огорчил - вряд ли я найду ещё фильм с музыкой Голдсмита, которая будет звучать так дребезжаще-противно, ну помимо разве что той, что в финальной сцене. Что это?! Это было написано человеком такого калибра и безграничного таланта, как Голдсмит? Это же просто типичный набор трелей, подходящих к действию, но при этом фактически неслухабельных!
Персонажи почти целиком и полностью типичны, поэтому мне даже нечего о них написать. Но есть что написать о концовке фильма - она не то чтобы прям так грубо-внезапно-обрывочна, просто сама кульминация здесь слита. Оно как - обычно к хэппи-или-не-очень-энду приходят после какой-то напряжённой или захватывающей сцены, которая здесь отсутствует. Формально ближе к финалу есть здесь тёрки с мародёрами - или кто там они - и наводнение, но эти сцены просто-напросто не поставлены столь должным образом, чтобы мы смогли переживать хоть за кого-то из героев. Наиболее тяжёлые испытания сдвинуты в первую половину и середину картины, ну а в остальном всё напряжение улетучивается, из-за чего кажется, что к заветной цели герои пришли без особого труда.
Такова история 'Долины проклятий' - не оправдавшего надежд серенького фильма с серенькими персонажами и сереньким сюжетом. Свои плюсы здесь, конечно, есть, но большой вопрос в том, что спустя какое-то время после просмотра этой картины сможет остаться в памяти, помимо разве что чудесного броневика-амфибии.
6 из 10