Для своих лет выхода на экраны данный фильм являлся полноценным масштабным блокбастером с немалым частым зрелищем. Для конца 70-х, в самом деле, происходящее насыщенно достойным визуальным рядом, ваяя своего рода фильм-катастрофу на злободневную тему о Холодной войне с угрозой ядреного холокоста. Перед «Долина проклятий» и после неё режиссёры будут снимать истории постапокалипсиса, но тягаться на равных в «картинке» сумеет далеко не каждый, лишь с течением лет, когда настанут новые времена развлекательного кинематографа фильм заметно сдаст позиции.
Пожалуй, особенно впечатляет подход создателей картины с постройкой полноценного вездехода — обязательного бессменного участника любого кадра, точно он ещё один персонаж. Механическая махина на колёсах вышла отличным подспорьем для приключений-выживания в проклятых радиацией местах. У неё и ракеты, и пулемёты, и радары, и даже в огне не горит, и в воде… и под ней легко плавает субмариной!
С самого начала интересна структура повествования, ведущая неспешный рассказ о Третьей Мировой войне от лица некой американской базы. Обычно в подобных фильмах пред зрителем лишь данность об отгремевшей глобальной катастрофе, здесь же ощущается расстановка с показательными действиями персонала перед запуском ядерных ракет, со встречей подобного оружия врага, и зловещего пророста ядовитых небесных грибов хаоса. А после уже сопроводительный текст об изменившемся до неузнаваемости мире.
Середина кино вплоть до финальной точки приобретёт стезю из почти реалистичных угроз героям, особенно творимых силами природы. Однако и для гигантских мутировавших насекомых с вооружёнными людьми найдётся небольшое место. Тем самым, почти всё пространство хронометража занято действием: от радиоактивного урагана спаслись — получите реки прожорливых тараканов, уцелели от бури — как насчёт наводнения?.. Благо упомянутый вездеход сказочно практичен, неуязвим и вместителен, даже встроенный душ имеет!
С положительными моментами, думаю, разобрались, вот теперь невозможно смолчать об осечках. А более всего огорчает просмотр, руша отличный постапокалиптичный рассказ — актёрская игра. Вернее с режиссёрского позволения их эмоциональная отдалённость от главного стержня повествования. Ведь вполне понятно и без лишних слов, как себя обязан вести человек, когда он понимает, что два года назад Третья Мировая война разрушила климат, уничтожила население в планетарном масштабе, связи с горстками выживших нет, да ещё и родная военная база разорвалась от случившегося пожара?.. Однако крохи человечества в числе половины десятка персонажей, бесцельно следующих по мёртвой выжженной земле, неустанно улыбаются, их глаза блестят от поднятого настроения, лица гладко выбриты, а форма выглажена! Выходит гармоничного сочетания фабулы фильма и исполнителей не вышло; одно мешает второму.
И раз актёры должным образом не вникают в своё амплуа последних представителей человечества, то однозначно их характеры с взаимоотношениями далеки от логических поведенческих соприкосновений. Особенно это заметно в отстранённой прохладности меж мужчинами со встреченной женщиной, словно они два года на базе не торчали среди сослуживцев одного пола, и дам в разрушенном мире пруд пруди. Психологии самый ноль, как не прискорбно умозаключать. Помимо, удручает поведение действующих лиц, и чтобы все вопиющие несуразицы не перечислять укажу на самую вопиющую, где один из героев, встретив ползающих тараканов-мутантов (размером с большой палец человека) попросту не попытался удрать, а зачем-то влез в заброшенный автомобиль, где прожорливых насекомых кишит не меньше, чем снаружи! И далее подобное жутко портит впечатление.
Но, подводя итоги, не могу отнести фильм к несостоятельной работе. Даже сейчас зрелище может заставить вырабатывать волнение за просмотром перипетий людей среди ненастья природы, если, конечно, Вы осознаёте, что значит развлекательное кино-катастрофа конца 70-х, и каким будет визуальный ряд. К тому же некие кадры вышли кровавыми, идущими в контраст слащавым улыбкам персонажей. Пожалуй, более всего радует финал, символизирующий должную встречу Человека с Человеком, словно каждый на вес золота, хоть он и незнакомец. И, что пред нами один из первых больших проектов произведения в стиле постапокалипсиса тоже стоит учитывать, хотя бы в ознакомительных рамках.
6 из 10