Забытое кино 90-х. Часть 148В конце 80-х и начале 90-х годов тема воды и таящихся в ней монстров получила необычайное распространение и вылилась в итоге сразу в шесть фильмов, так или иначе в своих сюжетах обыгрывающих борьбу человека с невиданными тварями.
«Глубоководная звезда шесть», «Повелители глубин», «Зло из бездны», «Бездна», «Глубоководное погружение», а также «Левиафан» (ничего не имеющий общего с проектом Звягинцева).
За исключением «Бездны» ни один из них не стал кассовым хитом, хотя к примеру та же «Глубоководная звезда шесть» или «Левиафан» вполне могут считаться привлекательными.
В «Левиафане» группа шахтеров трудится над добычей полезных ископаемых с океанического дна и их смена практически подошла к концу. Случайно они обнаруживают затонувший корабль, который идентифицируют как российский. Позже группа выясняет, что он был затоплен намеренно. Перетащив на свою станцию часть вещей с судна и в частности бортовой журнал, герои фильма сталкиваются с неизвестной заразой, которая поражает членов группы одного за другим, превращая их в жутких тварей.
Сюжет «Левиафана» до боли оказывается похож на события, обыгранные несколькими годами ранее в «Нечто» Джона Карпентера. Агрессивная форма жизни, которая завладевает человеческим организмом, ассимилирует с ним, но при этом сохраняет жуткие формы (равно как и не донка ассимилировавший пришелец в «Нечто», на теле которого можно узнать черты лиц некоторых персонажей). Тварь может находиться в ком угодно, что автоматически подводит всех под круг подозреваемых и естественно люди оказываются наедине с ней в условиях ограниченного пространства, ибо стихия не позволяет им совершить побег.
К тому же «Левиафан» отталкивается и еще от одного культового фильма – «Чужой», ведь способ выползания наружу из тела человека здесь до боли напоминает аналогичное действие, совершаемое грудоломом. Да и тема усеченных пространств и монстра среди людей тоже близка к проекту Ридли Скотта. К тому же некоторые сцены словно копируют эпизоды «Чужого», как например сцена в одном из помещений, откуда шахтеры выходят на дно: персонажи Питера Уэллера и Эрни Хадсона заходят туда и там висят металлические цепи, равно как и в аналогичной сцене с участием Гарри Дина Стентона.
Все вышеуказанное превращает «Левиафан» во вторичный продукт, который использует классные фишки «Чужого» и «Нечто», однако с учетом помещения событий в другие условия (не в космос или на север, а под толщу воды), появляется возможность оценить действия героев фильма применительно именно к такой ситуации, что автоматически привлекает внимание. В конце концов, какая разница где происходят события, ведь в первую очередь стоит обращать внимание на то, как люди стараются выжить.
«Левиафан» был снятом Джорджем Косматосом, оказался весьма богатым на известных актеров, задействованных здесь. И конечно в его новом фильме оказались задействованы те, с кем он в том числе работал ранее. С Ричардом Кренной в «Рэмбо», с Питером Уэллером в «Неизвестной твари». Кроме того здесь также снялись Гектор Элизондо («Красотка», «Семья напрокат», «Старый новый год»), Эрни Хадсон («Замена», «Охотники за привидениями 1, 2», «Акулы», «Ворон», «Дневник баскетболиста»), а также Мег Фостер и конечно Дениел Стерн, который в представлении в принципе не нуждается.
Если откинуть в сторону вторичность сюжета «Левиафан» представляет весьма неплохой фантастический фильм ужасов и с жуткими, и с кульминационными, и с трагическими моментами. Кстати, историю корабля, на котором проводились эксперименты можно увидеть в компьютерной игре Cold Fear, вышедшей спустя полтора десятилетия после выхода «Левиафана», поэтому не только сам фильм заимствовал часть сюжета, но и у него тоже кое что умыкнули для создании собственного детища.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10