Что-то не отсюдаПодобно тому, как «Техасская резня бензопилой», «Пятница, 13-е» и «Хэллоуин» явили миру моду на молодежные слэшеры, так и культовая фантастика «Чужой» и «Нечто» привнесла определенные коррективы в жанр фантастического хоррора. И лучше всего это заметно на примере ленты Джорджа П. Косматоса, который, кстати, до «Левиафана» снял еще одну весьма приметную ленту в жанре ужасов — «Неизвестная тварь» про крысу-убийцу. Тут же кинематографист обратился к теме других чудовищ — тех, что таятся на дне морском.
Собственно, чем дольше продвигаешься по сюжету «Левиафана», тем больше кажется, что заново смотришь вышеупомянутые шедевры фантастики, только в другом исполнении. Нельзя сказать, что менее качественном, впрочем, все-равно не дотягивающим до истинных «чудовищ» жанра. Завязка тут как две капли воды похожа на классическую ленту Ридли Скотта — несколько глубоководных бурильщиков находят на дне таинственный русский корабль под названием «Левиафан» и заражаются каким-то непонятным вирусом, который начинает мутировать в их организме, меняя их облик до неузнаваемости. Выяснив это, ученые понимают, что не могут в полной мере доверять друг другу, но все-же стараются выжить. Как вы уже поняли, эта линия сюжета перекочевала из ленты Карпентера.
И не только это роднит ее с «Нечто» — тут тоже есть самоубийство на почве паранойи, есть люди, которых помещают в карантин, есть доктор, который не так прост, как может показаться на первый взгляд, и, в конце концов, есть внешний облик монстра, который как-будто соткан из множества составных частей человеческих тел, и все это в купе со звероподобной головой представляет из себя весьма впечатляющее зрелище. Впрочем, у того же Роба Боттина получилось лучше — тут же в нескольких моментах создателям не удалось избежать огрех спецэффектов, но хочется похвалить их за использование замечательных кукол и грима, которые придают ленте определенный шарм.
Из актерских работ очень порадовали Питер Уэллер (знаменитый «Робокоп») — завсегдатай жанра фантастики тех лет, Эрни Хадсон ("Охотники за привидениями»), Аманда Пэйс и Дэниэл Стэрн. Более всего порадовало практически полное отсутствие глупости и сомнительных сюжетных поворотов — в этом плане сценарий прочно держит марку.
А вот пожурить картину стоит из-за отсутствия атмосферы — герои находятся на глубине несколько тысяч метров, одни в замкнутом пространстве, наедине с неведомой тварью, но какого-то напряжения и чувства тревоги тут нет — напротив, это в хорошем смысле слова развлекательное фантастическое кино для массового зрителя. Крови тут немного, но некоторые моменты выполнены весьма натуралистично и даже отталкивающе, например, атака огромного червя на одного из членов команды.
Без сомнения, «Левиафан» — одна из самых приметных и удачных картин 80-х на данную тему. В конце концов, это было время, когда жанр фантастики не испытывал недостатка внимания и зрителей всех возрастов интересовали неведомые чудища, таящиеся как в холоде космоса, так и в темных морских глубинах.
7 из 10