Ну, что сказать.
Как ни обидно, но это, в общем, плохое кино с очень хорошими актерами, которые ничего не спасают.
Здесь сбита к чертовой матери вся композиция и смято повествование.
Вся история посвящена тому, что злые люди бедной киске Павлу не давали нормально править, а под конец и вовсе угробили.
И самое худшее, что здесь можно было сделать: не дать ответа — ПОЧЕМУ?
Чем именно в этом фильме Павел им не угодил? Почему они над ним смеются? Почему хотят убить? Потому что он дворец строит? Потому что пришел и один раз на наследника наорал? Потому что нос курнос? Ей-богу, последняя причина кажется тут единственной.
За двадцать минут до финала обласканный, возвеличенный, поднятный из грязи в князи Пален что-то неубедительно лепечет Александру про благо России (это уж как водится) и обещанную конституцию. А что он 1 час 20 минут до этого делал? Какими причинами руководствовался? Не хочу курносого в монархах?
Тут нет ни единого разумного ответа на этот вопрос. Такое ощущение, что все, от Палена до гвардейцев, просто спятили. Левая нога у каждого зачесалась, и они решили свергнуть одного царя и поднять другого.
Ну показали бы тогда Павла сумасшедшим деспотом, новоявленным Калигулой, тогда бы не было вопросов. Или бы подвели какую-то новую мысль под русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Некая темная, бесовская сила в народе поднялась и учинила злодейство. Или даже старую мысль: требуем хлеба и зрелищ, а по дороге меняем царей.
Но ни одной же подводки нет ни к этому заговору, ни к убийству.
И плевать, что там Мережковский написал. Это ваше кино, ваш сценарий. Почему вы-то ничего не придумали в качестве подоплеки к сюжету?
В результате все летит псу под хвост.
И талантливая игра Сухорукова, и глубокий перформанс Янковского, осмысленный, в отличие от сценария.
Финальное решение Александра не давать народу конституцию и вовсе выглядит комедийный гэгом: гражданские права хотели? А вот не дам, ха-ха-ха!
Реально обидно, потому что снято достойно, сыграно отменно.
Смысла только в происходящем никакого нет. А так добротное историческое кино. К сожалению, совершенно лишающее героев мотивации и, как следствие, характеров. Остались какие-то карнавальные маски комедии дель-арте а-ля рюсс: жертва (хороший царь при плохих боярах), изверги и царевич Алексей воннаби — Александр, всю дорогу простоявший в сторонке, как Дуремар: а я тут ни при чем, совсем тут ни при чем.
А все потому, что нельзя одним задом, даже очень большим, усидеть на двух стульях. Либо у тебя персонажи герои, либо злодеи, либо обычные люди, которые и то, и другое одновременно. Получились ни герои, ни злодеи, ни другие виды живых существ, а очень хорошо сыгранные картонки.
В конечном итоге возникает вопрос, стоило ли вообще огород городить. Уж лучше мерзкая, толстая, раскрашенная похотливая немка в «Царской охоте», чем этот ваш кукольный бедный Павел и еще более кукольный Александр, которые сами не знает, чего они хочут: конституции или севрюжины с хреном.