Изучение психологии серийных убийц является отдельным направлением в кино. Причём это направление может быть широко представлено в плане жанра, поскольку здесь могут быть как триллеры и ужасы, так и комедии и драмы. Но, конечно, чтобы лучше понять психологию убийцы, в кино надо обязательно задействовать страх, а это чувство можно добиться либо в триллере, либо в фильме ужасов. Можно привести несколько примеров подобных фильмов, создатели которых пытаются разобраться в мотивах бесчеловечных действиях главного героя. Одним из примеров таких фильмов является британский психологический хоррор «Подглядывающий».
Синопсис Для окружающих Марк – симпатичный парень, работающий кинооператором на Лондонской киностудии, а также фотографом для подпольного эротического фотосалона. Для всех он – милый скромный парень. Но у Марка есть темная опасная сторона. По ночам он бродит по улицам города в поисках одиноко разгуливающих женщин, чтобы одновременно убить и заснять момент убийства на камеру. Всё меняется, когда Марк влюбляется в молодую соседку Хелен, не подозревающую о темной стороне своего друга.
Игра актёров «Подглядывающий» имеет классический для фильма ужасов набор образов персонажей. Австрийский актёр Карлхайнц Бём исполнил роль Марка, человека, пережившего в детстве глубокую психологическую травму, из-за которой он не способен отделаться от мании наблюдения за человеческим страхом. Но чтобы добиться проявление страха, он вынужден убивать ни в чем неповинных женщин, пока однажды одной из таких «перспективных» жертв не оказывается Хелен. Роль Хелен была исполнена английской актрисой Анной Мэсси, воплотившей классический образ возлюбленной чудовища, которой приходится в одиночку справиться с проявлением «чудовищной» натуры своего кавалера. Шотландская актриса Мойра Ширер сыграла роль Вивиан, одной из жертв Марка, мечтательной актрисы и танцовщицы, поддавшейся шарму монстра, который в итоге её погубил. В целом актеры хорошо справились со своими ролями, но говорить о чем-то выдающимся я бы не стал.
Режиссура До «Подглядывающего» карьера Майкла Пауэлла уверенно шла в гору, и многие продюсеры пророчили ему мировую славу. Некоторые из его фильмов были даже удостоены Оскаров, правда в основном в технических или художественных номинациях. Но именно «Подглядывающий» фактически поставил точку на режиссерской карьере Пауэлла, который просто опередил своё время. Дело в том, что Пауэлл вопреки установленным правилам и вместо привычной монотонной интонации фильмов 50-х – 60-х годов решил нарушить все нормы и снять кино о том, о чем ранее никто не снимал. По большому счету «Подглядывающий» можно определить именно как драму, в котором ужасы служат лишь как инструмент для вскрытия подсознания серийного убийцы. Перед нами разворачивается драматическая история героя, чья невинная душа была погублена бесчеловечными экспериментами своего отца, безнаказанно оставившего в сознании сына неизлечимые раны. По этой причине герой снова и снова вынужден убивать невинных женщин. Он осознает, что это плохо, что он губит чужие жизни и, прежде всего, губит свою. Однако зависимость от самого вида ужаса, переполняемого глаза его жертв, не дает ему остановиться. Всё меняется, когда в его жизнь вторгается настоящая любовь, которую он рискует погубить, отняв жизнь невинной ничего не подозревающей девушки. Понятное дело эти метания рвут душу героя на части, пока он не находит для себя единственный выход.
Сценарий. Действие сюжета разворачивается в Лондоне, а в фокусе внимания находится молодой человек по имени Марк. У Марка две жизни. В одной, о которой знают все, он работает оператором на киностудии, а также частным фотографом, снимающим обнаженных девушек для эротических фотоальбомов. В другой жизни Марк – серийный убийца. Время от времени он бродит по улицам города вместе со своей видеокамерой и штативом, в ножке которого скрыто острое лезвие. Найдя какую-нибудь девушку, он предлагает уединиться, а затем убивает штативом невинную жертву, снимая на пленку ужас, запечатленный на лицах девушек. Дело в том, что в детстве Марк сам стал жертвой экспериментов своего отца-психиатра, который изучал природу страха, и поэтому постоянно пугал мальчика. Всё это извратило сознание героя, который теперь одержим страхом и ужасом, точнее выражением лиц, который этот страх демонстрируют. Идеальными кандидатами являются молодые женщины, напугать которых может только угроза их собственной жизни. А чтобы запомнить этот момент, Марк всё это снимает на камеру, потом периодически просматривая свои киношедевры.
Но всё меняется, когда в жизни Марка появляется Хелен. Дело в том, что Марк помимо прочего также является домовладельцем и сдает комнаты разным людям, одними из которых являются миссис Стивенс и её дочь Хелен. При знакомстве Хелен сразу выражает симпатию Марку, что необычно для него, поскольку ранее девушки не обращали на него такого серьезного внимания. Марк тоже не просто проявляет ответную симпатию, но влюбляется в Хелен. Но маньячная натура периодически даёт о себе знать, и возникает угроза, что следующей жертвой Марка может стать Хелен.
Итог. Конечно, «Подглядывающий» сложно назвать классическим фильмом ужасов. Возможно, по тем временам он мог шокировать публику своим натурализмом и познанием табуированных тем. В наше время фильм больше воспринимается как жестокая шутка. Свою роль сыграло необычное решение с музыкальным сопровождением. Тем не менее, «Подглядывающий» цепляет именно подходом демонстрации истории с точки зрения преступника, попыткой очеловечить его, понять его мотивы. Поэтому рекомендуется к просмотру.