В фильме «Обнаженные», режиссера Майка Ли, Дэвид Тьюлис играет свою звездную роль, за которую он получил серебряную премию на Каннском фестивале. Его герой — Джонни, потерянная личность. Живя в век рассвета постмодернизма, наблюдая пошлость человеческого существования, его душа вопит: «Людям всегда скучно, им рассказывают устройство вселенной, а им скучно, объясняют строение человеческого тела, им скучно. И вся жизнь заключается в поиске новых развлечений, блестящих и ярких, и чем больше они переливаются, тем лучше. Вся жизнь — это побег от скуки». Однако понимая это, он варится во всей грязи. Он не способен понять, что выход из такой непривлекательной картины мира есть лишь один и это любовь.
Таких героев мы много можем увидеть в истории кинематографа. Главные герои Феллини в фильмах «Сладкая жизнь», «8 1\2», которых сыграл Марчелло Мастроянни, так же наблюдая пошлость мира, теряются в ней. Потеря человеком настоящих ценностей особенно остро наблюдается в послевоенные годы. Человек теряет веру в бога, но еще не обретает веру в себя. Именно эта тенденция изображена в фильмах Фелинни. Майк Ли продолжает данную тему, однако с большим отличием.
Британская чернуха выглядит намного более эстетичной, чем наша, и во много благодаря Майку Ли. Который вплетает тонкий юмор в повествование, иногда даже глумиться над своими героями. Сравнивая с работами Балабанова, такие как «Груз 200», в которой нет места юмору и подшучиванию, «Обнаженные» Майка Ли, действительно можно назвать еще и комедией.
Очень часто фильм переводят как «Обнаженная», имея в виду «обнаженная правда», однако я не совсем согласен с таким переводом. Все-таки мы наблюдаем в фильме обнаженные души, которые безмерно пусты и лишены человеческого тепла. Мы видим в обнаженных душах героев отсутствие любви. Джонни — человек острого ума. У каждого встреченного им человека он «обнажает душу». Они раскрываются ему, при этом он закрыт для каждого. Герой Дэвида Тьюлиса для нас неизвестен, мы о нем почти ничего не знаем.
Перебирая теории о строении мира, строении человека, рассуждая о Боге, апокалипсисе, он отдаляется от всего человеческого. Ему не нужен ни дом, ни еда, ни семья. Он хочет стать «сгустком чистой мысли», о котором он рассказывает охраннику, говоря, что именно в данную субстанцию должен эволюционировать человек. По сути, он и является этим сгустком. Холодным, чуждым всему человеческому.
Таким образом, он лишен чувства любви. Любовь — главное человеческое свойство, которое делает человека — человеком. Зеркалом такому существу, как Джонни, является Джереми, надменный, богатый, модный. Когда эти два героя встречаются, Джонни находится на самом дне своего существования, он приполз, побитый и униженный к своей знакомой Луиз. Пребывая в бессознании, словно в экзистенциальном озарении, он называет Джереми братом. Они и есть братья близнецы, герои двойники. Можно так же сказать, что Джереми — это отображение души Джонни.
Сам Джонни на протяжении фильма опускается все ниже и ниже. Он лишний человек, а так же в его характере угадываются черты Раскольникова. Он одержим идеями, которые, однако, не разбиваются, окружающий мир, как бы подтверждает все его рассуждения. Джонни — герой нашего времени, он подобно Печорину несет в своем образе главные грехи современного человека.
Вообще, каждый герой фильма лишен любви. Луиз, когда то встречалась с Джонни, охранника бросила жена, официантка живет затворнической, одинокой жизнью, танцующая дама в окне, так же одинока, она живет воспоминаниями о своей молодости. В этом фильме нет ни одного положительного героя, которому хотелось бы сочувствовать или разделить с ним жизнь. Напротив каждый персонаж отрывает новые пороки человеческого сердца. Потрясающие, глубокие диалоги перемешаны с матом и поэтическими метафорами, практически поровну. А большое количество сексуальных сцен абсолютно не вызывают чувство эстетического наслаждения и эротизма.
При всем при этом фильм нельзя назвать эпатажным, нет в нем и какой либо нарочитой скандальности. Есть только острая, пропитанная табаком, идущая из глубины, правда жизни, которая существует параллельно с жизнью людей, ходящих на работу и в кино, спящих под собственной крышей на мягких кроватях.
Вообще каждый герой имеет свои причины погрузиться в этот круговорот гнетущей жизни. Однако причины Джонни мы не знаем, словно у него нет, и не было сердца.
Такой Лондон Майка Ли. Мы не увидим типичной столицы Англии, мы попадаем в другую атмосферу города, не виденную нами прежде. Лондон является отображением душ людей живущих в нем. Город, в данном фильме, отдельный герой. Серые тона, грязные улицы, черепа на стенах домов — это отображение настроения царящего в душах людей. В этом городе нет любви, он сам одинок. Практически на протяжении всего фильма нет ни одного луча солнца, единственное, что светит в фильме — это разбитые вывески магазинов и баров. Манчестер же, в воспоминаниях Джонни и Луиз — это город, когда то былого счастья, они поют песню об этом городе, и со слезами вспоминают о былом.
Так же музыка отображает общее настроение, композитор Эндрю Диксон написал гнетущий саундтрек, который с каждым аккордом нагоняет тоску.
Весь фильм пропитан болью, боль в музыке, во фразах, в глазах Джонни. Боль тех, кто знает, что жизнь не справедлива, и что жизнь хуже, чем о ней пишут. Боль людей лишенные не только любви, но и чувства любви в себе самих.
Современный мир лишен любви. Люди становятся все более равнодушными, и заботящимися только о своем благосостоянии. А такие фильмы как «Обнаженные» особенно актуальны в наши дни. Так и Ларс фон Триер датский режиссер говорит об этой тенденции в своей трилогии депрессии. Ведь в конце фильма «Меланхолия» происходит апокалипсис, который в «Обнаженных» предрекает Джонни. А слова, сказанные в «Обнаженных»: «Человечество — разбитое яйцо, и оно воняет», переплетаются с мнением Джюстин в «Меланхолии». «Забудьте о любви» — гласит слоган на постере фильма «Нимфоманка». Действительно любви в мире становится все меньше, это замечают режиссеры самых разных стран, и словно в кривом зеркале показывают зрителям их самих.
Точно так же итальянского режиссера Паоло Соррентино, волнует этот вопрос. В фильме «Последствия любви», где в главных ролях снялись Тони Сервилло и Оливия Маньяни, режиссер говорит, к чему приводит любовь в наше время, ее пытаются загубить любые силы. Мы понимаем, что Джонни никогда по-настоящему не может полюбить.
10 из 10