Суровая изнанка капиталистического общества…На сегодняшний день в британском кино есть два режиссера, которых можно смело обозвать, живыми классиками — Кен Лоуч и Майк Ли. Оба они снимают примерно в одном ключе, схожие истории о жизни современного британского общества. Но все-таки чувствуется, что Майк Ли гораздо более жесткий и пессимистичный автор. В его фильмах, как правило, нет никакой надежды хоть на какое-то светлое будущее. Самым показательным в этом плане можно считать его фильм «Обнаженные» 1993 года.
Майк Ли как он сам не раз говорил, является большим поклонником творчества Жана-Люка Годара и особенно фильма «На последнем дыхании». И «Обнаженные» по большому счету, ни что иное, как вольный ремейк дебютного фильма Годара. Главный герой — бездомный бродяга по имени Джонни угоняет машину и приезжает в Лондон к своей старой знакомой. И весь фильм он бродит по ночному, холодному Лондону, попутно выплескивая свою ненависть и презрение на каждого, кто попадается ему на пути.
Главное отличие «Обнаженных» от фильма Годара в том, что тут все абсолютно реально. У Майка Ли во главе угла стоят именно социальные условия жизни людей. Главные герои подобно горьковской пьесе находятся на самом дне британского общества. Бродяги, наркоманы, алкоголики, которые просто плывут по течению вниз к скорому и неминуемому концу. А люди находящиеся на более высокой социальной и материальной ступени, буквально вытирают об них свои ноги, как например хозяин квартиры, которую снимают две подруги. Узнав, что им нечем платить, он насилует одну из них, (ту которая безработная наркоманка), самыми разнообразными способами, прекрасно понимая, что ему за это ничего не сделается.
Как и в Годаровском фильме герои ту не упускают возможности лишний раз пофилософствовать о смыслах бытия, вере, боге и космосе. Джонни как может показаться, весьма не глуп. Он эрудирован, начитан и с ним о многом можно поговорить, но он, как и Мишель Пуокар главный герой фильма «на последнем дыхании». Не желает останавливаться в своем стремительном саморазрушении.
На мой взгляд, один из самых пронзительных моментов в этом фильме, тот в котором Джонни приходит домой к случайно встретившейся ему официантки. Она кормит, моет его, но после обычного и как кажется совершенно случайного вопроса… Есть ли у тебя парень или что-то в этом роде у девушки случается истерика и она буквально силой прогоняет его. В этом моменте вся трагичность и безвыходность таких людей как Джонни. Просто порядочная девушка, которая мечтает встретить настоящего мужчину и построить свое счастье в этой жизни. А вместо этого ей попадается такие-вот опустившиеся алкоголики без царя в голове. И в этот момент ты понимаешь, что нет в этом герои ни какой романтики или исключительности и таких философствующих забулдыг в нашей стране можно отыскать практически в каждом дворе.
Самые последние кадры так же отсылают к великой годаровской картине. Камера провожает хромающего и побитого главного героя, подобно тому как провожала героя Жан-Поля Бельмондо в последние минуты его жизни. И разница лишь в том, что Джонни не смотря ни на что, остается жив, но от этого факта радостнее на душе у зрителя не становится.
10 из 10