Абсурдистский манифестЯ читал и перечитывал желчного Ницше, боровшегося со своей болезнью своей философией, выплескивавшего злость и боль в сарказм афоризмов; штудировал скучный «Миф о Сизифе», этот результат хронической депрессии, обладающий статусом глубокого философского труда; листал «Тошноту», в которой Сартр попытался — и, что самое странное, многих убедил — придать клинической картине депрессии вид философского откровения; читал «По ту сторону принципа удовольствия», куда Фрейд излил антропологические размышления, вызванные депрессивной реакцией на ужасы войны и потерю близких; но самый глубокий и прагматичный атеистический экзистенциализм я увидел в кинотексте, который не претендовал на глубокую философию, — в «Житии Брайана по Монти Пайтону».
«Житие Брайана» — абсурдистский манифест, исправляющий «Миф о Сизифе». Камю предлагает постоянное осознание абсурда и постоянный бунт против абсурда. У «Мифа о Сизифе» два недостатка: он основан на мысли, что вопрос о ценности жизни — главный вопрос философии, хотя еще Ницше в «Проблеме Сократа» показал, что этот вопрос не только не может быть главным, но и вопросом быть не может; «Миф» занудно-серьезный и может вызвать смертельную скуку-тоску, которая кого угодно превратит в насекомое Кафки.
Комики-философы из Монти Пайтона не начинают с вопроса о ценности жизни; задаются им, но, в отличие от Камю, лишают его философской солидности и статуса интеллектуальной проблемы. Они его, так сказать, деконструируют, обшучивая (чем успешно, хоть и скандально, занимаются и в «Смысле жизни по Монти Пайтону»). Начинают с центральной фигуры европейской культуры — Христа; рисуют жизнь как абсурдно-нелепое несение креста (у каждого свой); и проводят парадоксальную терапию несения креста, демонстрируя, как его несут некоторые люди. А некоторые люди несут его так: всегда смотрят на светлую сторону жизни и обе стороны, светлую и несветлую, поднимают на смех. И это, в отличие от угрюмо-серьезного
бунта и экзистенциальной
рвоты, терапевтично, ибо в конечном счете важно не только и не столько, есть ли у жизни ценность и какова эта ценность, — важно, как эту жизнь проживаем: с нытьем в сердце и пеплом на голове или со смехом и улыбкой на лице и, что главное, в душе. Таким образом, добавив в Камю большую порцию юмора и щепотку стоицизма, возрожденного в 20-м веке в виде когнитивно-поведенческой терапии, Монти Пайтон родил такой экзистенциализм, который как минимум не хуже и во всяком случае прагматичнее философии, которой стошнило Сартра.
***
Ниже — отдельные заметки на манжете.
Это кино-житие — хулиганское. Комики обшучивают всё, и святое и сакральное (Христа, Его распятие, Деву, поклонение волхвов, любовь, материнство, чудеса, святость, отшельничество), и несвятое и обыденное (политические партии, фракционную борьбу, религиозный фанатизм и невежество). Обшучивают умело и адекватно, насколько вообще адекватность для таких тем достижима. Скандально-шокирующий юмор начнется в «Смысле жизни по Монти Пайтону», а в «Житии» комики еще добрые.
Терри Гиллиам, один из сценаристов «Жития», частично перенесет историю Брайана в ставшую сегодня классической «Бразилию», в которой Сэм Лаури так же, как и Брайан, влюбляется с первого взгляда и попадает из-за этого на свой крест.
Финальная песня Always Look on the Bright Side of Life (Всегда смотри на светлую сторону жизни), в отличие от песен наподобие Don’t Worry, Be Happy, не пытается затушевать мировое зло, но, наоборот, смотрит на него широко открытыми глазами. Распятый поёт, например, так: «Когда задумываешься о жизни, понимаешь, что она — дерьмо» или «Жизнь — абсурд, а смерть — окончательное слово». Вместе с этим распятый заявляет, что жизнь-то, может, и дерьмо, но реагировать на это дерьмо можно по-разному: можно усугублять печалью, а можно улучшать смехом и юмором.
И в этом контексте самый парадоксально-глубокий персонаж — неунывающий еврей, который без устали балагурит даже тогда, когда идет на распятие с крестом на плече, и которого, распяв, затем снимают с креста потому, что он на кресте пошутил.
Чего и всем желаю.
Не креста, а хорошего настроения и чувства юмора.
10 из 10