Жизнь удалась!Весной 2004-го, по случаю 25-й годовщины со дня выхода на экраны фильма «Житие Брайана», созданного в 1979-м, британской комик-труппой Monty Python, кинокомпания Rainbow Releasing вознамерилась выпустить эту картину в повторный прокат. Но неожиданно у владельца возникли проблемы: некоторые посчитали крайне неуместным прокат экстремально богохульного фильма вместе со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона. Впрочем, это был далеко не первый скандал, вызванный Life of Brian.
Уже в момент своего появления «Житие Брайана» было запрещено для показа в ряде стран. И здесь не обошлось без курьёзов, причём в стиле «Монти Пайтона». Так, например, тот факт, что фильм не разрешили показывать в Норвегии, только ещё больше способствовал его массированной рекламе в Швеции, поскольку шведы традиционно относятся к норвежцам как к людям без чувства юмора и считают их приторможенными. Больше того, прослышав о запрете фильма в Норвегии, шведский правовладелец тут же придумал рекламный слоган: «Этот фильм настолько смешон, что даже запрещён в Норвегии!».
В этой псевдо-религиозной комедии рассказывается об иудее-неудачнике Брайане из Назарета, которого окружающие начинают принимать за Мессию. Как и во всех прочих травестиях группы «Монти Пайтон», здесь пародируется всё подряд: религиозный фанатизм, махровое еврейство, римские центурионы (которые опять же выставлены пайтонавцами тугодумами) и плюс ко всему блокбастеры 1970-х — от первой кино-рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» (1973) Джюисона до «Звёздных войн» (1977) Лукаса.
Пайтоновцы опять безукоризненно используют наработанный в прошлых двух фильмах ("Монти Питон и Святой Грааль» + «Джаббервоки») приём непопадания в контекст и актуальность. Они вербализируют Иудею начала первого тысячелетия так, как могли бы говорить в их родной Англии в конце 1970-х. В итоге получается скабрёзная (но всё-таки не глумящаяся) комедия о вынужденном спасителе человечества, которому привелось появиться в кормушке для скота в не самое лучшее время…
Когда Брайан подрос, он вступил в НФИ — национальный фронт Иудеи (камень в огород ИРА). Фронт был организацией, которая дарила людям радость вечных, никогда непрекращающихся дискуссий и диспутов. Они начинались по поводу и без, и уже стали визитной карточкой «еврейских революционеров». В какой-то момент случайно брошенная Брайаном фраза вызвала у праздно шатающейся публики интерес, и его провозгласили мессией. Хотя на эту роль он вовсе не претендовал. Наоборот, пытался сделать всё возможное, чтобы избежать незавидной участи:
- Я не Мессия! Да послушайте же вы меня. Я не Мессия, понимаете? Честное слово!
- Только настоящий Мессия отрицает свою божественность.
- Вы мне не оставляете никаких шансов. Хорошо! Я — Мессия!
- Ура! Он — Мессия!
- А теперь — идите на.. .
- Каким путём повелишь нам туда идти, Господи?
Из такого рода диалогов и состоит весь фильм, не оставляющий камня на камне от сакральных имен, понятий, фетишей… В финале подтрунивание над чувствами ортодоксальных верующих достигает апогея — распятые на крестах иудеи поют хором: «Не грусти! Смотри на жизнь веселей!»… Такие опусы автоматически закрывают любую тему. Снимать после «Жития Брайна» что-то серьёзное на религиозную тематику уже не имеет никакого смысла. Разве только для неофитов. Отсюда становится понятным, почему некоторые категорически не хотели выпуска полузабытой пародии в параллель с лентой Мела Гибсона.
Согласно данным опроса 1000 самых известных деятелей кино, который был проведён в начале нового тысячелетия Британским Киноинститутом (British Film Institut), «Житие Брайана» заняло 28 место среди 100 лучших английских фильмов. А по результатам анкетирования журнала «Тотал Филм», устроенного в октябре 2004, Life of Brian заняло 5 место среди 50 лучших фильмов Британии всех времён. Видно, что котировки фильма растут год от года. И ещё большой вопрос, кто кого переживёт: «Страсти Христовы» или эти ёрнические и еретические приколы весёлых англичан?