Тихоня и хулиганВступление фильма характеризуется нарративным стилем одного из его героев рассказывается общее впечатление от 1969-го года, числами коего и названа лента. Это время считается временем перемен. После шокирующих убийств известных на весь мир политиков, которые до сих пор не раскрыты с толком, смыслом, расстановкой, политика войдёт в жизнь всех американцев как нечто неотъемлемое. Но главные герои «1969» практически не задумываются об этом, пока во весь дух свою жизнь демонстрировало движение хиппи сладкий запах свободы витал и дурманил головы молодых людей. Он не хватались за идею победы демократии, но и не противоречили ей, они никому не предлагали наркотики, но сами не отставали от молодёжного змия, они не хотели вникать в суть войны во Вьетнаме, но идти и бороться за идеалы общества, которыми кичатся политиканы с экранов телевизоров желания также не было никакого. Вот и задумали два друга, два главных героя обойти сторону ту бессмысленную бойню на жалком клочке земного шара, где столкнулись две сверхдержавы, а общая численность погибших перевалит за два миллиона.
Дух свободы, дух противоречия, дух юношеского максимализма вовсю царит в думах и поведении Ральфа и Скотта — так зовут главных наших героев, а сыграют их Роберт Дауни младший и Кифер Сазерлэнд соответственно. Пока два парня всеми силами будут искать выход из сложившегося положения, пока они будут взрослеть, встречая в своей жизни первые трудности и первую настоящую симпатию мир всё также будет меняться. На фоне их создатель фильма Эрнест Томпсон (владелец «Оскара» в 1981-ом году за лучший адаптированный сценарий собственной пьесы «На Золотом пруду») будет демонстрировать небольшой эпизод из той жизни. Видеть всё это зритель будет глазами двух молодых друзей, но как знакомство с тем, как жили люди за Железным занавесом это может быть крайне любопытным. Сквозь поведение двух непохожих друг на друга друзей можно увидеть горькую сатиру на общий уклад жизни того общества и явно отслеживающиеся ноты протеста к тому, что пытались вбить в молодые буйные головы как идеализированные нормы существования. Эрнест Томпсон усмехнулся и, видно, вспомнил себя в молодости, когда сам же писал сценарий к фильму «1969».
Ещё одна интересная деталь ленты — это её откровенная естественность. Не театрализированное представление, а постановка как дань ностальгии по годам чувства освобождённости от причудливости застоявшихся законово общества. В этом случае с лучшей стороны себя показал оператор картины Джулс Бреннер. Светлые тона преобладают в картине, чувство лета, прихода весёлого настроения, вылазки из спячки — всё это подсознательно ощущаешь в душе, а взгляд радует радостная колористика картины. Таким образом вновь чувствуешь всеобщую беспечность молодости с искрами из глаз и огнём из… в общем, вы сами в курсе откуда огонь идёт в молодом возрасте. Хорошо подобранными оказались и костюмы с причёсками. Особенно это касается героини Вайноны Райдер, которая феноменально точно была подобрана и как живой идеал тех времён вписалась в фильм. Я бы даже сказал, что её героиня достойна кисти художника, рисующего плакат безоблачной жизни в самой демократической стране мира. И при всей мелодраматичности со вкусом сатиры «1969» пронизывающей деталью идёт появляющийся полосатый флаг со звёздами…
Конечно, отдельного упоминания заслуживают актёры этого фильма. Роберту Дауни младшему на момент съёмок было 23 года, а Киферу Сазерлэнду — 22. Молодые актёры получили уже негласный статус самобытных самородков новой волны исполнительского киноискусства. Бесшабашные, непохожие на сдержанных франтов, полностью неподходящие образу снобов, разгильдяи с пламенем внутри. Именно так они и исполнили свои роли в картине «1969». Два отличающихся друг от друга персонажа тем не менее в совокупности олицетворили собирательные образы тогдашней молодёжи. Тихоня и хулиган — вот их персонажи. Какой кому достался смотрите сами, это будет ещё одной интересной деталью картины. А взбирающийся по канатам в одном нижнем белье Роберт Дауни младший, уверен, и рассмешит и оставит незабываемое воспоминание. Вайноне Райдер в 1988-ом году (когда вышел этот фильм) исполнится всего 18 лет, но именно этот год станет для неё первой ступенью к заслуженной славе. Она снимется в комедии ужасов «Битлджус», затем в криминальной драме «Смертельное влечение», а теперь социальная мелодрама «1969» и везде у неё будут совершенно непохожие образы, а её героиня из «1969», как уже говорил, будет достойна рекламных плакатов, настолько естественно она будет смотреться.
Чтобы найти фильм «1969» мне пришлось потрудиться, но после просмотра понял, что эти усилия не прошли даром. Грамотный, а, главное, честный фильм с яркой игрой молодых тогда Дауни младшего и Сазерлэнда и их вдохновенная игра придаст картине некие бунтарские очертания, а кто из нас в 20 не был бунтарём? Фильм зря является незамеченным среди зрительской аудитории, он стоит внимания.
7 из 10