Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт. Гал.6,7Фильм — сказать мало. Романс, повесть, безудержный хоровод мыслей и образов вылившихся на голубые экраны зрителей, которых в сей раз занесет в по уши тонущую в дерьме, но весьма колоритную цыганскую деревню, где кипит, волнуется и бурлит жизнь народа, обреченного Господом на космополитство и кочевье. На безымянных улицах царит праздность: весело и шумно озорничает чумазая босоногая детвора; в грязи, между беспризорно бродячими свиньями и курицами играют в кости старики, просаживая пагубной страстью последние штаны; рядом шатается ленивая молодежь; где-то в ветхой избе при свечах шепчет знахарка, а толстопузый барон с приспешниками торгует, как семечками, людом, готовя очередную партию немощных байстрят на продажу. И даже главный герой — талантливый мальчуган, рожденный чтобы быть другим, солгав самому себе, подобно Адаму, ступает на скользкую дорожку, откуда пути обратно нет.
Особый момент в фильме — праздничная вакханалия у реки на день святого Георгия, слегка напоминающая купание паломников в священном Ганге. Здесь, Кустурица, хоть и ненадолго но все же открывает нам чистую и обнаженную, словно непорочная грудь Азры, сущность цыганского сердца, вводя тебя, мой друг, в глубокий духовный транс под бинауральные ритмы Эдерлези в исполнении Бреговича, без сомнения заслуживающего Оскар своими саундтреками к этой картине. Ну и низкий поклон перед покойным оператором Вилько Филачом, чьи крупные планы на долгие годы станут образцом в изображении портрета для многих голливудских глаз. Именно с их помощью удастся безмолвно рассказать и описать зрителю всю драму и трагедию жизни каждого героя, оставив при этом лишь вопросительные знаки.
Настоящее произведение искусства не требующее в своем постижении глубоких знаний в области кинематографа, а лишь грешную и открытую душу, способную не просто осознать, ну и принять рай и ад цыганского бытия.