Цыгане - они и при социализме цыгане!Из фильмов Кустурицы ранее я смотрел только два фильма: 'Чёрная кошка, белый кот', и 'Андеграунд'. Оба произвели сильное впечатление. Захотелось посмотреть что-то из его ранних фильмов, из социалистической эпохи, когда Югославия была единой и благополучной. Выбор пал на фильм о цыганах. Но в отличие от 'Чёрной кошки...' здесь уже не комедия, а драма. Да и на экране видим не благополучную Югославию из 80-ых, а откровенно нищее цыганское поселение, и даже Италия предстаёт какой-то серой и облезлой. Ну что ж, это Кустурица, его почерк!
Итак, действие происходит где-то в Словении, в большом и перенаселённом цыганском селе. Рядом находится большой город с высотками, скорее всего Любляна. Но несмотря на близость 'цивилизации', мы видим грязь, бедность, халупы без удобств, детей-оборванцев и гусей с индюками. В таких вот условиях и живёт подросток Перхан вместе с мудрой бабушкой Хатиджой, больной сестрой Данирой и непутёвым дядей Мержаном. Перхан предстаёт добрым, честным и неиспорченным мальчуганом. Такое вообще бывает среди цыган? Да, если тебя воспитывает мудрая и любящая бабушка. Но среда вокруг крайне неблагоприятна: кругом воровство, криминал, ссоры, дрязги, пьянство. Такая среда испортит кого угодно, стоит только потерять связь с мудрыми предками. Перхан очень беден, а бедность в цыганской среде не котируется: семью не заведёшь, уважать никто не будет. Вот и пришлось мальчишке связаться с плохой компанией, дабы заработать на приличную жизнь, завоевать уважение семьи невесты, и вылечить сестрёнку-инвалида. Надо сказать, сама невеста любит Перхана таким, какой он есть. Совершенно бескорыстно. Она - ещё один неиспорченный представитель цыганского 'племени', что даже удивительно при таких родителях. А маманя у неё - просто швах. Но самый мерзопакостный персонаж - это барон Ахмет. Он - прямо-таки воплощение всей той мерзости, какая только присуща цыганскому народу. Добрый и честный Перхан вынужден работать на этого отморозка, постепенно становясь таким же отморозком. И вот он в дорогом костюме выходит из Мерседеса - ну прямо мачо хоть куда! Да только вот впечатление его новый образ производит отталкивающее. Точнее - рождает мысль типа 'куда ты свернул, дурачок?'. И всё равно ему сочувствуешь. Да, испортился, но не до конца. Не менее сочувствуешь его невесте. Не верит он ей, а она страдает. Сочувствие вызывает и Данира. Причём не столько её недуг, сколько то, как с ней по-скотски обошёлся Ахмет. Последняя сцена - вообще трэш. Так и хочется сказать 'Остановись!'. Но увы, жесть пошла по нарастающей.
И кое-какие детали. От 80-ых здесь только автомобили, телевизоры, модные часы-зажигалка, и... кино с Ричардом Гиром. Остальное - вне времени. По-цыгански грязное и ободранное. Даже в Италии 'база' цыган выглядит всё также убого. Итальянские города - серые и облезлые. Старинная архитектура специально показана мрачной и ободранной: там, где цыгане, там серость и убогость. В Югославии не замечено ни одного югославского автомобиля. Сплошь немецкие и итальянские, явно б/у. Хоть бы раз промелькнула Zastava, или мопед Tomos, но нет, то Mercedes, то Fiat. Стало быть, югославские цыгане не так уж бедны? Духа социализма нет и в помине. Не скажешь, что действие происходит в коммунистическом государстве. Цыгане при любом строе одинаковы и занимаются капитализмом в самом диком его проявлении. Ведь закон для них не писан.
Из технических достижений современности в халупах цыган есть электричество, газовая плита, телевизор. А вот туалет на улице. Примерно такой же уровень жизни был и в советских деревнях. И 'качество' дорог такое же. Но в отличие от советских деревень, югославские сельские дома отличаются некапитальностью: такую лачугу можно поднять с помощью грузового мотороллера. Туалет же показан подробно несколько раз. В том числе и нелепая комичная гибель одного из злодеев в сортире. О, да, это почерк Кустурицы. Чёрный юмор.
Ну и напоследок о губящей среде. Маленький сын Перхана уже с малолетства вор. И наличие мудрой бабушки тут уже не помогает.
Кому бы я посоветовал фильм? Да всем! В числе прочего, советую, как познавательный фильм. Как энциклопедию жизни цыган. Весь быт, склоки, праздники, веселье вперемешку с грязью - всё это показано очень подробно. И будь на дворе социализм, или капитализм - неважно, цыгане всегда останутся цыганами.