Кино вышло в чисто авторском стиле, который умудряется обходиться без привычного сюрреализма, но при этом совмещать довольно возвышенную философию, комедийную фарсовость и правдоподобную «бытовушность».
Я, конечно, не уверен, что именно хотел объяснить Кустурица, но для меня фильм о разнице между
своим и
чужим. Причём в практически общечеловеческом значении, но показанной довольно «размыто» (в хорошем смысле).
Начальный сон героя о реке, в которой он подходит к любимой девочке и они ложатся в лодку, показывает что-то вроде мечты о том, что он теряет по ходу фильма.
Некоторые кадры позже напоминают о ней, но их содержание уже извращено. А «извращение» начинается с того момента, когда герои пытаются искать пути «пробиться» с помощью обменных процессов. Если говорить по-рабочему, то с того, как бабка хотела применив данный ей Свыше дар, получить за исцеление сына барона в качестве
оплаты оплату лечения своей внучки. Не берусь доказывать с моральной точки зрения неправильность её действий и правильность своих мыслей, поскольку и Кустурица этого в фильме сделать не постарался, за что фильму плюсик, кстати.
Дальше события разворачиваются так, что главный герой, поехавший с сестрой, сильно меняется, за что жизнь наказывает его. Содействуя продаже чужих детей, он думает, что выбивается «в люди». И действительно «выбивается»: начиная минуты с двадцатой фильма он выглядит прилично, его потихоньку начинают уважать окружающие. Но и как раз единственное действительно светлое событие в его жизни осталось на первых минутах: когда его, откровенно далекого от образа секс-символа, даже по меркам своей деревни, необоснованно и бескорыстно полюбила девочка.
Короткая фраза одного из каких-то третьеплановых героев фильма — о том, что если главный герой даст ему в долг денег, а тот умрёт, то кто ж тогда долг возместит, — намекает, что если я и накосячил с поисками смысла фильма, то не слишком.
Возвращаясь к сюжету фильма, предположу, что дальнейшая потеря всего, чем герой вот-вот готов был начать дорожить, связана не только с воздействием окружающих условий, но и с самим героем. Потом он в письмах бабушке пишет, что перестал доверять самому себе и в этот момент перестал доверять другим, что перестал видеть сны, что его мечты превратились в пыль.
Хотя если копать фильм от обратного, то можно заметить, что началом всему была мать девочки, которая фактически
продавала свою дочь, желая выдав замуж за богатого человека.
9 из 10