Табор уходит в Ад…« — Я стал словно ветер, а мечты мои превратились в пыль…» (с)
Третий (если не брать в расчёт его ТВ — постановки) фильм Эмира Кустурицы в отличии от лирических первых двух — стал подлинной драмой. Тоже не лишённой лирики, и возможно даже более поэтический чем предыдущие, но тем не менее самый драматичный и мрачный. Обычно после просмотра фильмов сербского режиссёра — на душе остаётся чувство праздника. И даже если ты начинал смотреть его кино прибывая в тоске — его творчество было способно её развеить. Но конкретно этот фильм, который можно признать одним из его лучших — на оборот оставляет ощущение горечи и подавленности. Хотя Кустурица по прежнему остаётся верен своему стилю: в кадре много зверья, нищета югославского населения, шебутные герои — которые будучи маленькими на которых не обращают внимание большие — плюют на правила и «рулят» по своим законам. Косвенно процитировав другого своего любимого режиссёра, хочу заметить, что и сам Эмир Кустурица говорил о том, что когда на экране идёт преследование полицейскими какого не будь бандита — его симпатии всегда на стороне бандита. Потому как он один а полицейских много, и преступником он стал очевидно не от хорошей и сытой жизни… Главные герои «Времени Цыган» (всё таки иногда прокатчики дают фильмам более удачные названия чем сами их авторы) — как можно понять цыгане. А какой же цыган живёт по закону?! Вот и персонажи картины живут и выживают в этом враждебном для них мире как только могут. Но не все из них поддерживают товарища по несчастью в трудную минуту. Есть мерзавцы готовые обманом и посулами заставить заниматься грязными вещами, пользуясь трудом других. Помимо «законности» действий героев, возникают понятия более важные чем юридические условности. Порой на экране творятся ужасные дела — шокирующие своей обыденностью зрителя, но являющиеся для живущих по этим правилам героев — всего лишь обыденность. Например рассказывается о порочной схеме «вольных трудяг» — как все эти оборванцы и попрошайки оказываются на улице, куда идут добытые ими деньги и как малые дети попадают в подобные компании. Видно, что Кустурица хорошо обо всём этом осведомлён, ведь он сам вырос в нищих дворах старого Сараево — которого по словам режиссёра нет уже больше. Рассказана всего лишь история нескольких цыганских семей, а сколько таких в реальности? И какого это быть без роду без племени? Обо всём этом с грустью повествует эта трогательная и в то же время жестокая картина…
Сценарий был написан как обычно Эмиром Кустурицей в содружестве с драматургом Гораном Михичем. Впоследствии, отмечая 25 — ти летний юбилей картины, режиссёр создаст на его основе мюзикл, а точнее панк — оперу, с которой будет даже в Москве. Жалко не довелось посмотреть на театрализованное музыкальное представление. Всё таки интересно как такой кинороман адаптировали для сцены. А музыка в фильме звучит и правда очень хорошая. Написал саундтрек тогдашний композитор Кустурицы — Горан Брегович, с которым в будущем их пути к сожалению разойдутся. Но не смотря на это, в фильмах сербского постановщика — музыкальное оформление всегда было и есть — первоклассное. Особо стоит отметить центральную песню «Ederlezi» — ставшую если можно так сказать лейтмотивом всей постановки. Она стала впоследствии визитной карточкой фильма и ещё долгое время звучала по радио. Она переводится как «Юрьев День» и является истинно цыганской — народной. Фильм обрёл благодаря её звучанию некую поэтику и мощь. Особенно в драматических сценах, которых здесь хватает… Замечательная работа оператора картины — ныне покойного Вилко Филача, который снимал ранние работы Эмира Кустурицы. Также следует выделить главных исполнителей, некоторые из которых до этого и после — работали с Кустурицей. Например харизматичный Забит Мамедов (пьянчуга — сосед), Любица Аджович (бабка Хатиджа) и другие. Главную роль сыграл чем то похожий на молодого Фёдора Дунаевского — Давор Дуймович. Именно сквозь призму судьбы несчастного цыганского паренька Перхана, мы познаём все тяготы и ужасы кочевой жизни мелких мошенников. Сперва он не может женится не имея достойного хозяйства, из — за чего вынужден уехать в Европу. Взявший над ним шефство главарь Ахмед — обманывает юношу. Пережив разлуку с сестрой, которую смог чудом разыскать столько лет спустя — Перхан возвращается домой, где узнаёт о неверности своей возлюбленной — Азры (Синоличка Трпкова) — которую всё ровно берёт в жёны. Не стану раскрывать остальные повороты сюжета, иначе самим будет смотреть не интересно. Но замечу, что несмотря на все потрясения и невзгоды, что по вине злого рока свалились на голову герою — он даже находясь на самом дне жизни, или будучи уважаемым «управленцем» — по прежнему оставался человеком иного склада, нежели его блатное окружение. Он способен на проявление искренних чувств, любит маленьких детей и те в свою очередь к нему тянутся. А этого не бывает с плохими людьми, ведь дети при всём своём наивном восприятии мира всё ровно чувствуют зло…
Вообще, эта кино — фреска полная настоящих эмоций и искренних чувств — наиболее всего близка к позе истинно «пролетарского» писателя — Максима Горького. Только у него персонажи жили в ужасающей нищете и непригодных для человеческого существования условиях — сами не осознавая ужаса своего положения. Сравнивая творчество Эмира Кустурицы с творчеством русского писателя, можно без всяких натяжек поставить знак равенства между «Временем Цыган» и пьесой Горького «На Дне». При этом, драматичность Кустурицы по прежнему лишена пафоса — который его произведением попросту чужд. Но находя моменты для юмора и улыбок, автор насыщает картину комическими ситуациями вроде скандала из — за «обрюхаченной» девушки, «поднятия» дома и эпизода с любимым индюком героя — из которого его вредный дядька, в отсутствие хозяина сварил суп. Нашлось место и фольклорным допущениям (так бабка Перханая является ведьмой, а сам он способен взглядом передвигать металлические предметы), излюбленным режиссёром полётам наяву и красивым в своей алогичности снам. А так же отсылкам к любимым режиссёрам самого Кустурицы — от Чаплина и Феллини (на Новый год дядя Перхана разыгрывает сценки переодевшись Маленьким Бродяжкой, присутствует уже традиционный уличный оркестр) до Михалкова (на стене в кафе весит афиша его фильма «Очи Чёрные»). И конечно же белые гуси — которые подобно музыкантам появляются в каждом фильме Эмира Кустурицы… Великий, прекрасный и очень богатый на эмоции фильм. Если бы не другой шедевр мастера — «Андеграунд» — я бы признал «Время Цыган» его лучшей картиной!