Рецензия на фильм «Вдали от Рангуна» (Beyond Rangoon) 1995г.Счастье ценный дар, приходящий ненадолго
Ничего в этой жизни не происходит просто так. Религия страны осознанный выбор её народа, отталкивающийся от ментальности людей проживающих в определенной местности. Религия один из механизмов управления людьми, соответственно этот механизм не должен давать сбои. Нужно учитывать психотипы людей, склонность к предпринимательству, отношение к власти и чужакам, в религии должны отражаться характеры жителей этого региона. Буддизм, избранный в качестве религии обитателями Индокитая, считается самым миролюбивым из мировых религиозных учений. Значит и люди исповедующие учение Будды, должны жить фактически в земном рае, всеобщей любви и уважении. Но как показывает история, уходящая вглубь тысячелетий, жестокости в этом уголке мира хватало с избытком. Страшнейшие диктаторы, жестокие политические режимы, геноциды по всевозможным причинам и без оных. Выбирай не выбирай себе религию, от диктаторов это не убережет.
1988 год молодая американка Лора Боуман (Патрисия Аркетт) переживающая гибель мужа и сына, отправляется в Бирму, где в это самое время начинается антиправительственное движение под руководством Аун Сан Су Чжи. Лора не желая того, оказывается в гуще событий пробираясь вместе в бывшим профессором У Аунг Ко в сторону Тайланда. Наблюдая окружающую её страну монахов и солдат, беседуя со ставшим ей близким профессором, Лора вновь возвращает себя к жизни.
Эпоха слома старых порядков ветром перемен дующих с запада, разрушила и растоптала не одно государство и политический строй в конце двадцатого века. Многие из тех, кого сдуло этим ветром, вполне заслуживали подобной участи, допуская ошибки и не желая перестраиваться. Те, кто не успевал за меняющимся миром, не мог или не хотел принять новые правила игры, уступали место более сильным или тем, у кого были серьёзные покровители. Революции делают романтики, а заканчивают палачи. Движущей силой бирманской, да и многих других революций, являлось студенчество и профессура. Люди, воспитанные на западных ценностях и пытавшихся привить их остальному неразумному населению. В отличии от выбора религии, образ жизни и мышления поменять почти невозможно. Образованное меньшинство насаждает свою волю пассивному большинству. Забывая о том, что прирученная птичка, сколько её не отпускай, всегда вернётся в свою клетку.
Фильм Джона Бурмана внешне напоминает стандартную политическую агитку середины девяностых, где всё мажется черными и белыми красками, и режиссер чётко дает понять, на чьей он стороне. Но в случае с Рангуном, бирманская революция выступает лишь фоном истории пробуждения Лоры от жизненной неопределенности и обретение целей, за которые она готова умереть. На первый план выходят красота азиатской страны со всей её внешней мишурой для западного обывателя, и внутренней силой и глубокой духовностью, для себя и тех, кто сможет почувствовать не Бирму, а Мьянму. Лора вошла в число тех немногих кто, увидев — разглядел, прикоснувшись — прочувствовал, доселе незнакомую ей культуру. Через жестокость солдат и самопожертвование монахов, беседы с профессором и бессловесное взаимопонимание с сыном лодочника.
Происходящее вокруг воодушевление крахом старого мира, меняет Лору, делает её сильнее. Спасая раненого профессора из реки, отчаяние и желание оказаться как можно дальше от всего происходящего сменяется решительностью подпитываемой символами прошлого позволяющими ей прорываться сквозь густые заросли, воплощающие стоящие перед ней испытания. Лора проходит сквозь заросли, преодолевает себя. Делая неосознанные шаги в неизведанное, Лора ступает на то же путь, по которому идут монахи.
Отчетливее понять то, что сейчас чувствует Лора, помогает гениальная музыка Ханса Циммера. Показывая внутреннюю силу Лоры, музыка нависает и набирает обороты будто напряжение, кружащее в воздухе и собирающееся в энергетический сгусток выстреливающей одновременно с актрисой. Иной же предстает мелодия обозначающее движение героини, спокойная, размеренная дающая понять она выбрала правильный путь и всё будет хорошо.
Патрисия Аркетт сыграла, пожалуй, свою лучшую роль, продемонстрировав плавный, но очень заметный и убедительный переход от аморфоной замужней американки, через борющуюся со своими страхами и сомнениями молодую девушку, к уверенной в себе и твердо знающей чего она хочет женщине. Я, буду здесь до тех пор, пока буду нужна, говорит Лора, находясь в госпитале для беженцев, осознав, что она не зря выбрала врачебную профессию. Скажи она эти слова в начале, это был бы самообман, теперь в её решительности не приходится сомневаться. Забрав одну жизнь, спасая себя, она искупает вину, вернувшись к своему предназначению. Своё счастье Лора находит в спасении жизней.
Скорее всего, прообразом, или примером для вдохновения Бурмана послужила Аун Сан Су Чжи. Режиссер пытался показать, как в обычной девушке мог зародиться стальной характер, позволивший её пройти через многие испытания и выбравшей свой нелёгкий путь. Патрисии Аркетт удалось в полной мере показать черты присущие сильным личностям, став сильной Лорой Боуман.
Если вы любите созерцательное кино с хорошей актёрской игрой, отличной операторской работой и невероятной гипнотизирующей музыкой, то вам сюда. Меня этот фильм зацепил именно музыкой, оставив лишь приятные воспоминания, чего-то светлого и правильного, погрузив в медиативное состояние. Своего зрителя фильм обязательно найдёт.
P.S. Слово Beyond в контексте применимом к названию может переводиться и как «За пределами» и как «вдали». Разницы нет. Но я увидел его впервые именно как «Вдали от Рангуна» и по-другому воспринимать название уже не могу.
7 из 10