НеореализмДвигаясь от неудачи к неудаче, от ошибки к ошибке, думая, что где-то можно найти место по лучше, надолго не задерживаясь в одном месте — счастья не найдёшь, и даже более, потеряешь, то единственное, что есть у тебя.
Словно, руководствуясь этим правилом, так и поступает главный герой фильма Альдо (в исполнении американского актёра Стива Кокрана), что и приводит в конечном итоге к крику безысходности Ирмы, крику ужаса от осознания безнадёжной разобщённости людей, приводящее к такому плачевному концу.
Режиссёр олицетворяет внутренний мир героя с окружающим миром (природой, индустриальными мотивами). Пейзаж в повествовании совсем не радует героев — выхолощенные виды деревьев без листвы, опустевшие сельхоз угодия, вечный туман, унылые виды промышленных объектов. Такое изображение окружающего и есть отражение внутренней спутанности чувств и далее опустошённости Альдо. Как ни печально, редкие проблески солнечного света сочетаются с лучом надежды в жизни героя (например, солнечные дни в начале пребывания на бензоколонке), но что от такой надежды, суть жизни не меняет, а подготавливает к более суровым ударам судьбы, где нет ему будущего, и где бесконечная серость. События же разворачиваются на смене осени на зиму, от этого никуда нельзя убежать, укрыться — такая перемена одинакова для всех, всего общества в целом.
В этой чёрно-белой неореалистической киноленте Микеланджело Антониони сочетаются элементы драмы, трагизма и роуд-муви. Тема дороги проходит практически через все сцены фильма.
Главный герой — человек отнюдь не «с большой буквы», а обычный среднестатистический итальянец середины 50-х годов прошлого века, работяга. Может показаться, что его неопределённость по жизни от собственного «разгильдяйства», но нет, Альдо далеко не разгильдяй, не страдает алкоголизмом, он трудолюбив, и делает всё, что может, но по своему разумению, чтобы сохранить семью (удержать у себя жену Ирму и маленькую дочку Розину). Он изображён в контексте итальянского общества, отдельного преобладающего слоя рабочих и небогатых людей. Они уже подзабыли время ужаса войны (прошло более 10 лет с момента её завершения), наступила относительная стабильность в экономике, жить стало по лучше, по сытнее, каждый бережёт свою копейку. Эгоцентристские мотивы наполнили общество, да люди перестали понимать друг друга, и Альдо явное тому подтверждение. На вид крепкий как стена, а в внутри отчуждение окружающего мира. Как зима приходит на смену осени, так и эпоха индивидуализма (с элементами эгоцентризма) приходит на смену эпохе относительного коллективизма, что и вызывает искреннее непонимание, внутренний конфликт в самом герое, конфликт с каждым, кто попадается у него на пути. Совсем нерадостно, ой, не радостно ему! Здесь каждый выживает как может: кто-то не заботится о ближнем, а скорее паразитирует на недостатках, трудностях ближнего (как, например, хозяйка бензоколонки Вирджиния или сестра Ирмы), кто-то подстраивается под чьи-либо интересы (работники с реки, которые хотят поехать на заработки с Венесуэлу, проститутка Андреина), кто-то находит более тёплое местечко (Ирма), а кто-то просто «ломается» и уходит в небытие.
Самонадеянно срываясь с места, где и начинается повествование фильма, в силу неразделённой любви в поисках лучшей доли, он бунтует против этого общества, ему стыдно жить в одном городке с бросившей его Ирмой. Он опозорен перед жителями, хотя, на самом деле, им до него нет никакого дела, ну, поговорят и забудут, у них свои проблемы.
Может показаться, что Альдо самолюбив, может быть в какой-то степени это и правда, но чем дальше движется он по дороге, и чем больше встречает он людей, тем сильнее тянет его обратно домой и поближе к Ирме. По-моему мнению, слабое у него самолюбие, от которого ничего и не осталось, и не уезжал бы, и не скитался бы он, если бы хоть немного себя уважал и ценил. Показателен пример его разборки с Ирмой в начале фильма. Ну, разве это самоуважение?! — если я не прав, пусть меня поправят, это скорее самоунижение — бить любимую женщину, пусть не очень порядочную, да ещё и при людях. Да и его озлобленная мамаша хороша своими советами типа для крутого мужика — «если бьёт — значит любит». Такими методами он унижает себя, своё, можно сказать, человеческое достоинство.
Дальше-больше, как физические скитания, так и духовные мытарства приводят его к осознанию, что дочь Розина для него обуза в этом бесконечном путешествии, с одной стороны она лишается нормального детства, а с другой — он не может устроить себя, т. к. надо постоянно присматривать за ней. Нет, он не утратил отцовских чувств к ней, но так продолжаться долго не может. И, браво Стив Кокран, он изображает эту ситуацию отрешенности даже от дочери, филигранно точно — мне, как зрителю, самому стало не по-себе от этого.
Осуждать или оправдывать главного героя — не мне судить, но идея фильма по-Антониони — человек одинок в этом мире, и он ещё более будет одинок, если действовать как главный герой Альдо в достоверно точном исполнении Стива Кокрана.
9 из 10