Michelangelo — Il gridoСкучные поселения. Одинокие дома. Сельскохозяйственные пейзажи. Индустриальные пейзажи. Простые желания одиноких людей тут проясняются донельзя, как сквозь фильтр. И бродит среди них самый великий из всех одиноких — итальянский «лишний человек» сыгранный американским актером Стивом Кокраном. Собственно, вот на такой бесхитростной плотине и будет построено все действо. Затухающий огонек жизни главного героя будет испытывать непреодолимые переживания, которые и завершатся последним криком.
Что тут скрывать — этот фильм совсем не о современной цивилизации. Антониони поднимает тему самоубийства. Ранее в одном из альманахов он уже приглашал реальных несостоявшихся самоубийц, создавая на монтаже их признаний свой фильм. Теперь, эта же тема у него получает новое расширение.
Вроде бы искренне и трогает каждого. Разве не испытывал ли каждый из нас одиночество и отчуждение, нестерпимую потерю сюжета собственного существования и понимание бессмысленности жизни? Но являлось ли самоубийство вариантом? Едва ли. Впрочем, именно юношеские порывы предполагают такие крайности в решении проблем, как убийство и самоубийство — самые проигрышные варианты. И именно вокруг этих тем и поднимается якобы утонченный психологизм Антониони.
Вообще, парадоксальность практически всех лент Антониони заключается в том, что он умел создавать убедительные визуальные решения. Простой общий план города мог содержать внутренний индустриальный поэтизм вызывающий восторги публики. При таком раскладе даже изображение одинокой фигуры путника заставляло всех искать смысл. Антониони мудро сводил все к универсальным обобщениям. Каждый зритель получал свою персональную историю. Тем печальнее сознавать, что утонченная форма нивелируется синтетической сутью.
Нет, если конечно принимать за истину многозначительную оду человеческой слабости, то фильм вполне можно принять. Но и к вопросам техническим тут есть вопросы. Например, откуда эта навязчивая скука или почему прекрасная Алида Валли тут так беспомощно выглядела.
Каждому решать, что талантливо, а что бездарно; что пустышка, а что основа. Мне фильм показался совсем не интересным, пустым и деструктивным. К слову, подробности последних дней жизни Стива Кокрана куда трагичнее и значительнее. И это конечно прекрасно, что столько эстетов есть, которые верят в то, что режиссер этого фильма гений. Тут наверное каждому нужно разобраться, кто Микельанджело, а кто Антониони. Отличайте оригинал от подделки.
4 из 10