А была ли леди?Самое сильное чувство, что осталось после просмотра — разочарование. На мой взгляд, у создателей фильма была претензия на изящное изображение безобразных мук неординарной женщины. Однако, представляется, претензии так и остались претензиями. А жаль… Перспектива у этой истории, безусловно, была.
Двумя основными провалами фильма, в моём представлении, стали «сырость» сюжета (расползался, куда хотел) и «сырость» образов (кто есть кто, так и осталось загадкой). Т. е. можно говорить, главным образом, о провале сценария.
Для начала о сюжете. При просмотре картины складывалось впечатление, что повествование прыгает (временами, прихрамывая) от одного события к другому без какой-либо внутренней связи между ними. Нить истории то и дело обрывается (как только подходит к месту разрешения конфликта, когда, казалось бы, нужно «раскрыть карты» героев). В результате приводит — в никуда. Взаимоотношения персонажей обозначены буквально схематично; их полноценного развития на экране не происходит, зрителя словно постоянно ставят перед фактом того, что получилось в итоге «жизни за кадром». Для меня это вылилось в представление о фильме как наборе разбросанных фотографий. Берёшь одну, смотришь на неё, вспоминаешь эпизод — день, когда была она сделана. Однако, целостного, как такового «портрета леди», историю жизни необыкновенной женщины это не создаёт.
Если же подобный способ повествования — некая изюминка фильма, то тогда неудачно название «Портрет леди», которое подсознательно настраивает на монолитность сюжета, подчинённость главной теме, главной героине. (Думая так, кажется вовсе не случайным то, что критики отмечали роли второго плана, красоту костюмов и т. д., но не работу Николь Кидман…)
Теперь о «сырости» образов. Начнём с самой «леди». Для меня осталось загадкой, чем же героиня Николь Кидман является особенной, неординарной для своего времени? Тем, что отказывалась от выгодного замужества в угоду желанию посмотреть мир, жить, как подскажет сердце? Безусловно, поступок обращает внимание на себя. Однако, что же вынесла героиня из своих поездок, кроме воспоминаний о руках и губах героя Джона Малковича? Фильм не говорит нам об этом ничего.
Героиня необыкновенно умна для женщины той эпохи? Любознательна, возможно, но ума, хотя бы выше среднего, в Изабель Арчер я не заметила. Наличие ума, скорее, приписала бы мадам Серене Мерл, Ральфу Тачиту или приятельнице Изабель, Генриетте. Напротив, героиня Николь Кидман предстаёт передо мной безнадёжно наивной. Она видит лишь то, что хотела бы видеть. Изабель не только лишена таланта понимать, постигать разумом людей, которые её окружают, но и её сердце (желания, капризы и чувства которого столь усердно боготворили её поклонники) слепо, не «чует» не только врага, но и друга.
Героиня необыкновенно сильна духом? Нам показывают сцену за сценой её унижений, плача, приступов истерики (смотреть на которые без слёз невозможно…), но что Изабель сделала в ответ на них, чтобы зритель мог оценить неординарность её характера? Единственным поступком, хоть как-то указавшим на это, стала поездка к умиравшему кузену Ральфу Тачиту, да и тот был смазан впечатлением мести окружающим людям… Даже падчерица не проникается присутствием необычной мачехи. Ничего в Изабель не задевает Пенси Осмонд, чтобы в борьбе между благосклонностью отца и любовью к мистеру Розье добавить пару причин в пользу последней. Даже бесконечные слёзы миссис Осмонд…
Да, и, собственно, назвать Изабель Арчер «леди» я не могу. Потуги на подобную характеристику героини были сделаны, но ни к чему не привели. Она так и не сумела помочь падчерице, оставив, по сути, на милость «любящего отца». Ничего, кроме предательства, не смогла разглядеть Изабель и в Серене Мерл — ни горечь материнства, которое необходимо скрывать; ни отравленного гения (восхищалась же она её музыкальным талантом!); ни собственного отражения (женщины попавшейся в ловушку негодяя). Ничто не поколебало её повернуться к Серене спиной. И любовь кузена, и остальных поклонников оценила главная героиня только в последний момент, когда повернуть назад уже невозможно. Выбор спутника жизни и вовсе не объясним ничем «благородным». Ральфу было сказано о том, какой Гилберт Осмонд изысканный, сама же героиня вспоминала лишь о его поцелуях и объятиях.
В общем, Изабель предстаёт передо мною наивной, капризной, привыкшей потакать своим капризам девушкой, в руки которой случайно попадает богатство, а её история заключается в том, что она не сумела успешно распорядиться им, в результате чего попала в безвыходную ситуацию.
Нужно сказать о том, что Николь Кидман могла бы достойно сыграть эту роль. Не могу утверждать, что Изабель Арчер «её образ», но потенциал, чтобы воплотить его (возможно, на свой манер) у неё был. К сожалению, Николь Кидман как актриса оказалась сильнее своей роли. Неудача в воплощении Изабель — неудача, в первую очередь, сценариста и режиссёра.
Относительно других персонажей можно сказать следующее. На мой взгляд, пригласить Джона Малковича на роль Гилберта Осмонда было ошибкой. Актёр прочно ассоциируется с отрицательными героями. Привлекательные же черты Осмонда в фильме прописаны настолько мимоходом, что довольно трудно верить: такая необыкновенно положительная героиня, а выбрала негодяя, даже не почувствовав подвоха!
Совершенно не раскрыт образ Пенси Освальд, а какой внутренний конфликт можно было бы показать! Особенно, когда перед глазами примеры потерпевших крушение матери и мачехи. Избранник Пенси, мистер Розье, в исполнении Кристиана Бейла получился довольно неплохо, только, на мой взгляд, не в меру агрессивным.
Лишними, по-моему, оказались персонажи Вигго Мортенсена, Шелли Дюваль.
Остальные герои, в целом, получились неплохо.
К достоинствам фильма можно отнести работу людей, занимавшихся «красотой картинки»: художников, оператора, дизайнера по костюмам (заслуженная номинация на Оскар) и т. д. Правда, мгновениями обстановка, что окружала героев, казалась неряшливой, условной, но, в целом, произвела приятное впечатление.
Что в итоге? Фильм можно посмотреть ради красоты кадра и ради Николь Кидман. Можно посмотреть и чтобы поплакать, когда нет другой причины: в судьбах героев много горьких моментов. Но ищущим настоящий «портрет леди» скорее посоветую почитать «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл.
3,5 из 10