Леди на грани нервного срываСняв в 1992 году имевшую огромный успех у критики и публики драму «Пианино» весьма мутная новозеландская постановщица Джейн Кэмпион решила вновь вернуться к проблемам дамского сердца и души, выбрав для экранизации композиционно и стилистически довольно трудный роман Генри Джеймса «Женский портрет». В самом деле, история американки Изабель Арчер, гордой и умной девушки, долгое время отказывавшей выгодным женихам, чтобы в итоге попасть под влияние супруга-деспота, знакомство с которым было организовано ее коварной подругой мадам Мерл, была прекрасной основой для эстетских размышлений о психосексуальных сложностях, подсознательном мазохизме и классическом конфликте между разумом и чувствами. Кэмпион справилась лишь отчасти — заигрываясь с разными стилями, отвлекаясь на различные несущественные детали, вместо того, чтобы сосредоточиться на четком психологизме и прорисовке образов и мотиваций поступков персонажей, она проявляет себя как очень расфокусированный режиссер, растекающийся мыслью по древу и обожающий размытую неконкретику, в результате чего фильм был признан критикой одним из главных разочарований киносезона.
Но, что самое обидное, положительных моментов в картине было очень много, чем она довольно сильно цепляет. Для начала, актерская игра. Прожившая все 90-е с клеймом «рыжая жена Тома Круза» Николь Кидман проявила себя как мощная драматическая актриса, на полной самоотдаче доведя себя на экране до состояния невероятного нервного напряжения — неудивительно, что после тяжелых съемок она на неделю слегла с нервным срывом. Очень хороша и Барбара Херши, со смаком, изяществом и чувством сыгравшая эдакую совестливую маркизу Де Мертей из «Опасных связей» Шодерло де Лакло, павшую в свое время жертвой манипулятора Гилберта Осмонда в исполнении Джона Малковича, выбор которого на роль тоже был явно продиктован ассоциациями с Вальмоном. Отдельная тема — визуальный ряд. Великолепный оператор Стюарт Драйберг превосходно чувствует не только живописную натуру и антураж, но и драматические крупные планы, превращая взгляды и прикосновения в основной метод воздействия, особенно под завораживающе мощную музыку Войцеха Килара. Увы, общая смазанность и туманность повествования отпугнули не только критику, но и публику, из-за чего картина провалилась в прокате, собрав жалкие 3,6 миллиона долларов. С наградами тоже не сложилось — номинаций на «Оскар» удостоились лишь художник-костюмер Джанет Паттерсон и Барбара Херши, а Кидман за свои старания не получила даже номинации на «Золотой Глобус».
7 из 10