Элемент преступленияНеожиданною покажется первая лента Ларса Фон Триера для тех, кто уже знаком с его поздними работами. Самая непохожая, впитавшая в себя множественные влияния, это работа на чужой территории. Ни о каких принципах Догмы здесь, конечно же, и речи быть не может. В этом фильме режиссер активно использует сложившийся киноязык.
Сомнамбулическая, во многом визионерская работа, воспроизводит в основе эстетику фильма-нуар, меняя цветовую палитру с черного на красный, наполняя фильм особой экспрессией, вводя зрителя в неподдельный гипноз, транс (что обусловлено сюжетом).
Действие фильма разворачивается последовательно, однако его начало относится уже ко времени окончания всех событий сюжета. Главный герой соглашается пройти сеанс гипноза с целью избавиться от головной боли, вызванной недавними событиями, связанными с расследованием серии жестоких убийств, а также получить психологическую разрядку. Таким образом, дальнейшее повествование относится к воспоминаниям детектива о ходе расследования преступления. Он, инспектор Фишер, в своем расследовании использует метод реконструкции мыслей и поведения убийцы, который в теории позволяет лучше понять его мотивы и разгадать возможные действия. Автор метода, наставник Фишера по академии, старик Осборн, считает, что последние случаи убийств никак не относятся к делу трехлетней давности. Так это или нет, говорить не буду, скажу лишь только, что Осборн, автор методики, сыграет в этой истории решающую роль.
По-хорошему, события фильма понимаешь только при повторном просмотре. При первом же части из них не придаешь значения, другие к концу просто забываешь. Хотя, надо признать, сюжет выстроен достаточно внятно. При этом в фильме все же остаются моменты, на которые не дается прямого ответа. Например, неясна символика скальпелей, ножниц, ключей, вилок и штампов, на которые время от времени ложатся герои (в основном Фишер). И что за странный прыжок за щиколотку, не один раз всплывающий по ходу фильма, для меня так и остался без объяснения.
Европа в фильме больше всего напоминает старый клоповник, который не ровен час погрузится в пучину моря с головой. Кровавая палитра, источенная коррозией. Душный влажный воздух. Весь фильм сменяют друг друга сцены затопления и дождя. Не удивительно, что после такого Каир кажется землей обетованной.
В итоге мы имеем сильный дебют, в котором Фон Триер отдает дань своим учителям, фильм, не лишенный таланта и умения грамотно сочетать в себе различные элементы.
8 из 10