Европа по Ларсу. Часть I: Элемент преступленияСразу хочется сделать не большую оговорку. Я не явлюсь ярым фанатом Триера и не считаю его гением современного кинематографа. Но большинство его фильмов, нравятся. Нравится атмосфера, которую он создает: атмосфера наполненная отчаянием, человеческой жестокостью, меланхолией. Но во время просмотра его фильмов не отпускает чувство, что по ту сторону экрана, за тобой наблюдает уже староватый датчанин и зло улыбается, как-бы говоря: «а что если я сделаю картину ещё темнее, страшнее, удушливее?». Но фильм Элемент преступления (который является начальным в трилогии) снял двадцати восьмилетний режиссёр, и старым его назвать, никак не получается. И мне стало интересно, кто же на этот раз будет наблюдать за мной?
Элемент преступления оказался каким-то особенным не похожим на предыдущие работы Триера. Первое, что бросается в глаза это цветопередача. Мы встречаем ржавую Европу. Мы встречаем её на полуразрушенных улочках, в обветшалых квартирах, в убожестве жизни и существования персонажей, что варятся в котле под названием Европа. Но не стоит забывать, что мы находимся в голове у полицейского находящегося под гипнозом. И это его воспоминания и его видение этой части света. Главный герой, Фишер, возвращается из Каира, что бы расследовать дело, связанное с серийными убийствами. Он стряхивает со своих штанин песок, оставшейся где-то далеко, и погружается в водоворот расследования. Но здесь, в Европе, повсюду вода. Вода мешает, вода становится препятствием. Что бы добраться до старого друга, герою приходится плыть на лодке. Архив (воспоминания) залит водой и на листах почти не осталась текста. В Каире у него была жена и твердь под ногами, а здесь мало тверди и остаётся только следовать за преступником Греем. Что бы поймать его, Фишер, ассоциирует себя с ним, пытается жить его жизнью, пытается мыслить, действовать как он. Ну а куда может довести такая одержимость, мне кажется, многие представляют. Конец печален, но закономерен.
И что же мы получаем в конце, когда на экране появляется надпись «Режиссёр: Ларс фон Триер»? А получаем очень качественное авторское кино, а если учесть, что это дебют хочется аплодировать. Атмосфера, герои, диалоги — всё погружает тебя в Триеровскую Европу. Сюжет здесь вторичен (и детективная линия хоть и присутствует, решающей роли не играет), здесь важно место действия. Европа, которая выпотрошит тебя, лишит индивидуальности и оставит одного, забытого и без сил, чтобы продолжать борьбу. Хотя может не всё потеряно? Может просто зверьку, попавшему в ловушку, однажды удастся выбраться из западни? Будем надеется. Почему для Триера Европа, такая мрачная, тяжёлая, порочная, я этого не знаю. Да и не нужно мне это знать, что бы оценить этот фильм.
А в конце хотелось бы заметить, что за экраном за мной наблюдал всё тот же престарелый датчанин с циничной улыбкой. Следующий на очереди «Эпидемия», второй фильм трилогии.
7 из 10