Быть Гарри ГреемМистеру Фишеру нелегко определиться с собственным местоположением. То ли он в Египте, то ли в кресле перед врачом-гипнотизёром, то ли подплывает на лодке к неприметному домику его учителя Озборна, опоясанному мутными каналами, в этом вымершем затопленном городе, где вода, кажется, повсюду… вода, как переход в бессознательное, как одеяло для беспокойно-отчётливого сна человека, утратившего понятие о добре и зле.
Детектив Фишер охотится за Гарри Греем. В своей работе он использует метод Озборна, согласно которому сыщику нужно на какое-то время перевоплотиться в преступника, идя по его следу, делать то же, что он — в момент, когда происходили раскрываемые зверства. Конечно, подобные эксперименты со своей психикой довольно рискованны, но Фишер словно одержим какой-то высшей целью — он профессионал, ему нужно поймать убийцу, он должен обезвредить Гарри Грея.
Отношения с девушкой-китаянкой лёгкого поведения, совместная работа с Крамером — непосредственным начальником, за собой всюду таскающего подмогу из вооружённых солдат с военной техникой и вертолётом; группа экстремалов, готовящихся к «нырку» — прыжку в пропасть со строительного крана с обвязанными тросом ногами, сотрудники правопорядка, намеренные пресечь забавы нарушителей спокойствия… Огонь, разгоревшийся где-то внизу, на берегах крупного водоёма, золотисто-чёрная ночь в грязной, влажной Европе. Подходящее место для нового убийства.
Он просит звать его именно так. Гарри Грей — его второе «я», его суть, его природа. Сквозь тёмное водянистое пространство приходится пробираться на ощупь в самую сердцевину зла, стремясь к окончательному самопознанию. Окружающий мир погряз в насилии и разврате, безумии и нищете, свидетельства о полном его разложении на каждом шагу, и поэтому всё, что остаётся Фишеру, это постараться поймать хотя бы этого маньяка, который убивает маленьких девочек, продающих лотерейные билеты. И, надо отдать ему должное, мистер Фишер трудится не покладая рук, он предан своему делу, и ему открываются новые детали происходящего. Вместе с тем, ломящая мигрень, душевные терзания, неуёмность китаянки Ким, — в решающий момент помех становится слишком много. Зато мистер Фишер близок к Гарри Грею как никогда, причудливая карта убийств практически завершена…
Для структуры «Элемента преступления» есть несколько предпосылок, психологических аксиом. Всеобщий упадок, выраженный раскинувшейся на сотни метров вдоль реки полыхающей мусорной свалкой; принятие зла в мире и того факта, что его корни лежат внутри человека, то есть изначальное чувство вины — в случае детектива Фишера повлекшее бегство из Каира и нашедшего по прибытии ещё более жуткую картину убийств в чуждой, сырой, размытой водами забвения Европе. Попытка постичь природу зла, оставаясь честным копом; перевоплотиться в маньяка, следуя инструкциям Озборна. Подобные депрессивные моральные установки определяют общий фон и жанр этого фильма, экзистенциального триллера, трип-хоп кино в грязно-чёрных тонах. Авторское остроумие, виртуозные длинные планы, редкие тёплые оттенки, контрастирующие с общей унылой цветовой гаммой и тем добавляющие объём отстранённо-сюрреалистичному визуальному ряду.
Поставить себя на место «преступного элемента», поиск такого элемента в индивидуальности, а не в общественных массах, обстоятельствах, самих по себе ровным счётом ничего не значащих, способность принять ответственность, перспектива стать жертвой во имя чьего-либо спасения — эти благородные догматы, свойственные дальнейшему творчеству режиссёра, с большей или меньшей подробностью затронуты в этом внешне мрачном, а внутренне до цинизма безысходном путешествии к безднам человеческой греховности.
8 из 10