Начало пути генияДебютный фильм Ларса фон Триера и первый в трилогии «Европа». Фильм сам по себе является произведением искусства. В нем ледяная эстетика вырождения, упадка. Европа, которая захлебнулась в своих же сточных водах, вечной ночи и грязи. Фильм вводит в транс, делая акцент на ваше подсознание. Он гипнотизирует. В постмодернистском стиле оставляет неизгладимое впечатление. Словно туманный сон, который будет преследовать ваши мысли еще долгое время. Не картинкой, но восприятием этой картинки. Сон нечеток и с оттенком ржавчины. Поэтому хочется побыстрее избавиться от него, отмахнувшись рукой, но вы не можете. Вам очень трудно проснуться, когда вы в страшном сне.
Мрачный и наполненный мистическими, порой даже мифологичными, деталями. Впервые за несколько десятилетий датский фильм был отобран для конкурсного показа в Каннах. Он был прорывом не только для датского кино, но и для европейского в целом. В начале восьмидесятых слово «эстетика» употребляли с крайней осторожностью. Многие считали, что нельзя воспринимать вещь только с этой стороны, позабыв о содержании. Опять-таки вспоминая, к чему это привело нацистов. Зная неравнодушное отношение Ларса к нацистам, общественность с опаской отнеслась и к этому фильму. Но молодое поколение увидело в нем себя, они разглядели все страхи, которые мучили их. Да и по сей день фильм можно смотреть без какой-либо неловкости или непонимания.
Этот провокатор, конечно, никак не мог не появиться в своем фильме, пускай и в маленьком эпизоде. Но зато каким он предстал! С насмешливо-ехидной улыбкой, на подтяжках и абсолютно лысый. И все это закономерно. Он часть фильма, а фильм — часть него.
Фильм, безусловно, стал новаторским, а его автора наконец-то заметили. А эта апокалипсическая эстетика фильма будет еще долго прослеживаться в последующих работах 28-летнего гения. «Очень важно, чтобы все существующее было описано, — говорит нам молодой режиссер и добавляет: — Даже эстетическое описание конца света нельзя скрывать, потому что оно продумано, сделано, оно существует, а все, что существует, должно быть показано».