Он заплакал от горького счастья, от жалости к самому себе; он один, совсем один; не надо больше хранить чужие секреты; он отказался от чувства ответственности раз и навсегда. Пусть взрослые живут в своем мире и оставят его одного в этом надежном уголке среди платанов («Комната в подвале»).
Если вспоминать сотрудничество режиссера Кэрола Рида с писателем Грэмом Грином, то в голову сразу приходят широко известные «Третий человек» и «Наш человек в Гаване». Однако по своей художественной ценности «Поверженный идол», экранизация «Комнаты в подвале», являясь менее популярной, тем не менее ничуть не уступает этим двум фильмам. Да и сам Грин считал ее наиболее удавшейся, хотя своей рукой внес кое-какие коррективы в свою же повесть, перекладывая ее на язык кино.
Кинематографический вариант получился и шире, и глубже литературного. В незначительных, на первый взгляд, деталях раскрываются все тонкости взаимоотношений между мистером и миссис Бейнз, Филипом и Джулией. Пара правильно расставленных акцентов — и вот мы знаем практически всё о том, что стоит за поступками и мыслями героев.
Ложь перед собой и другими, ложь во благо (попытка не вмешивать в дело Джулию), мелкая ложь-хвастовство (рассказы об Африке) — паутина, сплетенная своими руками, в которой суждено увязнуть Бейнзу. С другой стороны мы видим Филипа, который пока не умеет различать виды и разновидности лжи и не всегда понимает, зачем она нужна (разве что в явных случаях — например, можно соврать миссис Бейнз, что утопил ужа, чтобы она не принялась его искать и не убила на самом деле), а потому его устами глаголет либо истина, либо крайне неубедительная ложь. Финальные откровения мальчика заставляют вспомнить притчу о пастухе, неудачно пошутившем о нападении волков — когда волки напали на самом деле, ему никто не поверил. А ведь Филип снова следует указанию взрослых: инструкция была — говорить правду и только правду, вот и слушайте вашу правду.
Почти никто из нас, взрослых, не помнит, как он пришел к своим представлениям о том, когда нужно ответить правдиво, когда солгать, а когда утаить часть правды. Может быть, за нашими представлениями стоят не менее трагичные истории. Всё-таки учиться вранью непросто, но нужно — по одной простой причине: правда уместна не всегда, а когда настает время солгать, то лучше уж уметь это делать.
Самая сложная роль по определению досталась Бобби Хенри, и он не оплошал. Резкие переходы от огорчения к радости, неподдельное отчаяние, готовность прийти на выручку, недоумение — зачастую актерам-детям такие вещи удаются гораздо лучше, чем взрослым: ни тебе экзальтации, ни фальши. Наверное, потому, что они
играют в кого-то, а не
притворяются кем-то…
Однако приоритет Бобби не означает, что Ральф Ричардсон, Мишель Морган и Соня Дрездел со своей задачей справились хуже — это вовсе не так. В целом фильм получился очень сбалансированным, без резких передергиваний и переигрываний. Даже обидно, что кроме Сергея Кудрявцева никто не написал на него свой отзыв.