Brad Pitt — The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford- За день до его смерти было Вербное воскресенье… Боб остался дома и тайком бродил по комнатам. Он зашел в хозяйскую спальню, и осмотрел там всю одежду на вешалках и крючках. Он выпил воды из стакана, стоявшего на трюмо. Он прилег на пахнувшие тальком и сиренью подушки Джесси. Он ощупал пальцами ребра, чтобы яснее представить шрамы на теле Джесси. Он согнул палец, воображая, что не хватает двух фаланг. Он представил, что ему 34. Он представил себя в гробу. Он погрузился в грезы об утраченных возможностях и несбывшихся мечтах.
(цитата из фильма)
Такой фильм был нужен. Рефлексивный и медлительный, показывающий героев и анти-героев Дикого Запада с позиций более доступных современному обитателю пост-индустриальных городских джунглей. Чтобы на первый план вышла не ганфайтерская бравада, а личностные переживания.
Точка зрения избранная Эндрю Домиником, безусловно имеет право на жизнь. Однако, она вероятно здорово отличается от реалий тех лет. К счастью, по истории вестерна, которая практически совпадает с историей самого кино, можно сделать выводы о нравах и характерах Дикого Запада. И люди там были пожестче, чем ныне. Жили по годам значительно меньше, а сама жизнь ценилась совсем иначе. Смерть человеческая никого не удивляла. Впрочем, Эндрю Доминик может иметь на все свое мнение — на то и автор. Он предлагает нам портреты крупным планом уставшего от прожитого драйва Джесси Джеймса и нескольких его не слишком умудренных жизненным опытом товарищей. Позже, конечно достаточно внимания будет уделено и Джону Форду. Но не романтизация ли это самых заурядных преступников? Действительно, эти мужчины, которым должно было обладать суровой решимостью, выглядят изнеженными и сентиментальными.
Это уже вопрос зрителя, соглашаться с такой трактовкой персонажей или нет. По мне, так именно оттенки характеров главных персонажей и избранные акценты выглядят далекими от реальности, приближенными более к современным американским представлениям о маскулинности как таковой. Именно поэтому, как-то проскальзывает в моей личной шкале оценок та самая ударная сцена, в которой хитрющий и печальный Джесси снимает кобуру и отворачивается, чтобы поправить картину. Не впечатляет и обаяние Брэда Питта, играющегося со змеей. Просто, не верится. Да и не слишком он похож был внешне на реального Джесси Джеймса (чего не скажешь о Кейси Аффлеке, который прямо одно лицо с Джоном Фордом).
- Странно, что человек мог себя так изуродовать. Я сам себе в тягость (цитата из фильма. Персонаж Джесси)
Ну и ладно. А ведь о самом фильме в техническом аспекте резких слов не скажешь. Эндрю Доминик экспериментирует с формой, приводя все действо почти в медитативное состояние. Он не боялся раскрывать все детали происходящего в конце (ведь вся интрига заключена уже в названии ленты). Местами, все это кажется неимоверно скучным, а местами — стильным. Более того, временами сравнения с фильмами Джармуша и Малика были так очевидны. Если бы не вопросы к содержанию и смыслу, то моя оценка была бы несомненно выше.
5 из 10