The Dirty little coward who shot Mr. HowardНаучиться воспринимать кино правильно — нелегкая задача. Наверное, это приходит с годами и опытом, а может и нет. В этот фильм можно бросить, что он затянут, что он скучен и т. д. Но люди, в основном, от не умения воспринимать и понимать, за затянутость принимают неторопливость фильма, а некоторые сцены и эпизоды, по их мнению, можно было бы и вырезать без общего ущерба. Но каждая сцена и каждый диалог, даже на первый взгляд непримечательные, направлены на то, чтобы еще больше и лучше раскрыть и показать того или иного героя, или героев. Вот и здесь, в фильме Эндрю Доминика о Джесси Джеймсе, нет ничего, что мне хотелось бы выкинуть. Я пришел к выводу, что в этом фильме мне нравится абсолютно всё. Он совершенен. Со всеми своими достоинствами и недостатками он — совершенен. Ни добавить, ни отнять. Снять эту историю лучше — невозможно.
О том, насколько трепетно и серьезно авторы фильма подошли к своей картине, говорит даже подбор актерского состава. И в особенности, выбор Аффлека на роль Боба Форда. Наверное, никто не подходит на эту роль лучше, чем он. Его трусливые слезливые глаза и тоненький голосок… Роберт Форд в его исполнении — одна из лучших воплощенных ролей в кино, а сам Кейси — как будто рожден для этой роли. Питт, Рокуэлл и другие тоже каши не портят. И в этом заслуга Доминика, который, подобно хорошему дирижёру, прекрасно передал своим музыкантам тон, темп, и стиль произведения, которое им предстоит исполнить.
Ник Кейв и Уоррен Эллис сотворили саундтрек, который входит, наверное, в пятерку моих любимых. Ценность его заключается в том, что он, как и подобает саундтреку, еще больше вгоняет в атмосферу фильма. Он вписывается под настрой картины с дьявольской гармоничностью, настоящая идиллия. Не так много фильмов, которые могли бы похвастаться такой гармоничностью. Речь рассказчика за кадром — это тоже важный момент, который вместе с отличным саундтреком, общим сценарием и высококлассной визуальной составляющей работает на атмосферу. Речь эта по стилю напоминает легенды и рассказы ХІХ века о Джесси Джеймсе, сочиненные современниками, и, вероятно, наполненные как правдами, так и выдумками. Фильм же с исторической точки зрения очень достоверен. Даже дом, в котором в фильме был застрелен Джеймс, фактически копия настоящего дома Джесси, который сейчас служит за музей, и в который можно наведаться, если вас вдруг занесет в Сент Джозеф что в Миссури.
«Он гадал по куриным кишкам, по клокам кошачьей шерсти, пущенным по ветру. Всё предвещало беду. И он забивался в темницу своей души»
Фильм Эндрю Доминика смело можно назвать и психологической драмой. Это не пиф-паф, это не экшн-вестерн-услада для глаз. Это, прежде всего, людские души, в которые нам предложено заглянуть, и понять что двигало человеком, и что побуждало его на те или иные поступки. Это драма, что пытается пролить хоть немного света на историю Джесси Джеймса и Роберта Форда, которая словно окутана темной пеленой. Неуловимый, нутром чующий опасность и измену Джесси Джеймс так легко сложил свою голову.
«Смерть не страшна, если ты заглянул за черту»
Такой чертой для Джесси были власти и неуверенность в тех, кому он открыл двери своего дома. Будучи полностью повязшем в паранойе (которая была не безосновательной), он был загнан в тупик; любое мгновение могло обернуться как ударом в спину от своих, так и поимкой и казнью со стороны властей. Он устал. Устал переезжать с места на место, устал видеть раз в год своих детей, устал «храбриться».
«Иногда я как будто покидаю тело и гляжу со стороны на свои окровавленные руки и искаженное злобой лицо. Странно, что человек мог так себя изуродовать. Я сам себе в тягость»
Накануне он преподнес подарок своему будущему убийце — новенький револьвер, а в день убийства специально снял кобуру и ружье, с которыми никогда не расставался. Чтобы, вероятно, предстать перед лицом убийцы безоружным (и тем самым сделать из него еще большего труса). Еще одна форма самоубийства?…
«Он скрывал тоску и тревогу под маской преувеличенного радушия, любезности и показной дружелюбности. Но даже когда он шутил или щекотал сына, его взгляд меланхолично замирал на лице Боба, как будто между ними протянулась незримая, но прочная нить»
Известно лишь то, что Боб Форд получил обещанное вознаграждение в размере 5000$ и был героем. Героем для властей. Сказав однажды «Ты разобьешь много сердец» — Джесси словно предрек судьбу своего убийцы, и свою судьбу. Сердца, которые бьются во всех уголках большой страны меж двух океанов. Роберт Форд провел последние годы в душевных муках, своем отвращении к самому себе, письменных угрозах и ненависти со стороны сограждан, и был убит через 10 лет после смерти Джесси Джеймса. Июня 8 числа 1892 года Эдвард О’Келли переступил порог игорного салона, принадлежащего Форду, направил на него, стоящего спиной, ружье, и сказал «Hello, Bob». Раздался выстрел. Роберт Форд обернулся, но он погрузился во тьму прежде, чем успел разглядеть лицо своего убийцы. В народе Эдвард О’Кэлли был окрещен как «The man who killed the man who killed Jesse James». Его целью были те самые «аплодисменты», — о которых так мечтал Роберт Форд.
Jesse James was a man who killed many man,
He robbed the Glendale train,
And he stole from the rich and he gave to the poor,
He had a hand and a heart and a brain.
Well, Jesse had a wife to mourn for his life
Three children they were brave
But that dirty little coward who shot Mr. Howard
Has laid poor Jesse in his grave.
It was Robert Ford that little dirty coward,
I wonder how does he feel !
For he ate at Jesse’s bread and he slept at Jesse’s bed,
And he laid poor Jesse in his grave.
Well, Jesse had a wife to mourn for his life
Three children they were brave
But that dirty little coward who shot Mr. Howard
Has laid poor Jesse in his grave.