Признаюсь честно, в последнее время довольно редко комментирую и рецензирую фильмы, выпущенные в прокат раньше 2022 года — интереснее писать о новинках, что сериального, что полнометражного формата. Но на днях действительно повезло — умудрился совершенно случайно «нарваться» на настоящий невоспетый шедевр, жемчужину кинематографа, по непонятным лично мне причинам миновавший в свое время большие экраны России.
На самом деле очень и очень давно хотел посмотреть картину сценариста и режиссера Эндрю Доминика (а по факту продюсера и исполнителя главной роли Брэда Питта) «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford, 2007), но как-то все время вот уже несколько лет именно до этой ленты то руки не доходили, то сильнее интересовали другие фильмы.
Но недавний просмотр ленты Доминика показал, насколько я был не прав, постоянно оттягивая момент знакомства с данной кинокартиной (по другому не назвать). Обладая внушительным размашистым хронометражем (целых 160 минут, а ведь еще примерно половину пленки пустили под нож в монтажной), фильм довольно подробно раскрывает очередную гангстерскую историю реально жившего в Америке времен гражданской войны бандита, чье имя стало настоящей народной легендой. Причем раскрывается его история как полноценная масштабная трагедия, в чем-то (да простят меня слепые фанаты Пьюзо и Копполы) сравнимая с трагизмом и масштабом горячо любимого мною «Крестного отца». Другое дело, что в отличие от вышеупомянутой классики, массового внимания и любви «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» не снискал.
Зато стоит посмотреть это кино, и сразу начинаешь осознавать причину его культового статуса в узких кругах. «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» привлекает не только превосходно прописанной драматичной историей легендарного бандита, который здесь предстает не просто бандитом — сценарий дает пространство для раскрытия этого персонажа, фактически весь фильм посвящен его величественной фигуре, о чем будет сказано позднее. Главное, что и этот герой, и его антагонист здесь находятся в постоянном эмоциональном и нравственном развитии, однако оба являются неоднозначными персонажами.
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» — это не та картина, которая привлечет любителей вестерн-боевика зрелищным экшном и драйвовым сценарием. Это именно драма, неспешная, эмоциональная, но все-таки все равно невероятно зрелищная, как бы удивительно это не звучало. Приглашенный в картину гениальный оператор Роджер Дикинс, 16 раз номинированный на Оскар (в т. ч. и за это кино) и одержавший победу дважды, здесь не просто снимает фильм. Он фактически занимается настоящей живописью, он пишет кадром, словно оживляя прекраснейшие пейзажи американской природы и провинции. Да, Дикинс неоднократно радовал нас в «Играх разума», «Морпехах», «Старикам тут не место», «В долине Эла», «Железной хватке», «Скайфолле», и особенно в «Убийце» и сиквеле «Бегущего по лезвию». Творец поразил и нас, простых зрителей, и американских киноакадемиков своей гениальной работой в «1917». Но именно его творение, настоящее искусство операторского ремесла, в данной кинокартине по-настоящему меня восхитило. Фактически в любой момент можно ставить фильм на паузу - и на вас с экрана смотрит не кадр кинофильма, а фактически полноценная картина, живописное произведение искусства. То, как он снимает заснеженные лесные пейзажи, горные массивы, силуэт главного героя в ночной дымке — невероятной красоты зрелище, чуть приглушенное легким расфокусом или виньетированием… А как он величественно снимает во всех этих невероятно живописных кадрах протагониста — словно играючи отходя от потрясающих пейзажей к, возможно, лучшим портретам Брэда Питта, показывая себя поистине универсальным художником, а главного героя делая практически мифической и невероятно величественной, как будто почти библейской фигурой, вместе со сценаристом и исполнителем заглавной роли превращая Джесси Джеймса из бандита в своего рода мученика, словно знавшего о своем финале, и намеренно к нему приближавшегося, чтобы спасти других.
Здесь же хочется похвалить и Брэда Питта, выигравшего за эту роль кубок Вольпи и неоднократно признававшегося, что Джесси Джеймс — его лучшая роль. Артист невероятно величественно и душевно играет эту роль, дает волю эмоциям своего героя, которые исходят из глубин самого актера, который искренне смеется и столь же искренне плачет. Он наполняет своего героя характерной и душевной глубиной, он очеловечивает его, он проживает его печальную жизнь в этом меланхоличном фильме. Его персонаж, сначала казавшийся простым главарем банды, вырастает из бандита в какое-то полумифическое существо невероятной душевной красоты, которым словно восхищаются как авторы картины (что сквозит из некоторых диалогов, операторского любования героем и из игры самого Питта), так и персонажи. Даже сам факт того, что после кульминационного эпизода Доминик, казалось бы, зачем-то продолжает повествование — делая это только для того, чтобы передать весь трагизм момента, ради которого и было снято это кино.
На подхвате у главной звезды и продюсера картины — сегодня сплошь известные артисты. Кузен Бена, Кейси Аффлек в одной из своих первых крупных ролей, изображает глупого, местами отторгающего и очень неприятного персонажа, но изображает его правдоподобно, достоверно, эмоционально. Сэм Рокуэлл, Пол Шнайдер, Мэри-Луиз Паркер, Сэм Шепард и будущая звезда Джереми Реннер очень радуют интересными второплановыми образами (особенно харизматичен здесь Реннер).
Жаль, что в наше время дорогих поп-корновых аттракционов и бесконечных сиквелов подобных произведений кинематографа практически не делают, их очень не хватает. Кино окончательно ушло в бизнес-схемы и проекты, настоящее чудо возможно лишь под руководством стареющих классиков-энтузиастов, либо на стримминг-сервисах и сериальных платформах. Но от того ценишь настоящие произведения киноискусства еще больше.
10 из 10