Сезон разИ вновь печально известный Уайтчапел манит к себе волшебство синематографа. Кто бы ни был тем непойманным психопатом (или психопатами), свое больное тщеславие он удовлетворил аж на сто с лишним лет вперед. Куда там бедному Герострату до того трепета и ужаса, что по сей день внушает в обывателей грамотно рассказанная история кровавого безумия, будто из самой преисподней посланного на малоимущие головы жителей улиц Потрошителя. Смрад антисанитарии и нищеты примешивается к опиумному душку декаданса, образуя столь завлекательный для чувствительного зрительского носа аромат. Опытный кинолюбитель без труда узнает в нем терпкий запах детективных триллеров о серийных убийствах конца девятнадцатого века, которым уже впору выделять отдельную жанровую нишу (film sale noir, например).
Однако, «Ripper street», как ни странно, по многим параметрам не вписывается в установленные рамки сюжетов о том_самом_Джеке. Во-первых, детектив Эдмунд Рид на пару с бывшим начальником и всем полицейским отделением Уайтчапеля уже не поймали Потрошителя. И пока старшее поколение взращивает алкоголизм и одержимость на почве неисполненного профессионального долга, младшее, с добрым и в меру одутловатым лицом хорошего английского актера Меттью Макфейдена, мужественно двигается вперед и сеет справедливость по мере сил.
Во-вторых, инспектор и его доблестные помощники ходят пешком — ведь это их улицы. Ну, не всегда, конечно, иногда берут кэб, или что там у них еще тогда было… Но факт остается фактом: не углубляясь в детали больше, чем требуется, не переусердствуя в соблюдении буквы истории и не впадая в унылую монотонность создателям удалось придать мощеным улицам индустриальной Англии хоть сколько-нибудь земной вид. Быт героев не то чтобы напрочь лишен пафоса и мелодраматизма, сами они не то чтобы шибко ординарны, а их жизнь не то чтобы предельно реалистична. Но! Привыкшая невозмутимость, с которой они устремленно шагают по наводненной эмигрантами и пороками Ярмарке Жестокости, как будто низводит мифологизированное зло до всего лишь очередного преступления, перед Богом и, прежде всего, перед человеком.
Да, в этом угрюмом месте жены нанимают детей для убийства мужей, евреев называют жидами, а первый снятый человечеством фильм — не что иное, как садистский снафф. Но если вы видите терзающую стыдливость и любопытство завесу некой тайны, то можете быть уверены — команда профессионалов к концу отмеренных ей восьми часов не оставит от нее и следа. И даже мистический флер загадки всемирно известного мясника мгновенно тает под сосредоточенным взглядом инспектора Рида, со здравым скепсисом отметающим суеверие малограмотных. Нет, никаких чудес, но и никаких инфернальных чудовищ — это просто психованный уголовник, которого не смогли поймать.
Итак, оставив обреченность нерешаемых задач кому-то другому, сериал неторопливо берет на себя по одному делу за эпизод плюс постепенное раскрытие жизненных драм главных героев. Драмы, как и описываемые преступления и персонажи, встречаются разные: от самых банальных и распространенных, до невероятно авантюрных и многослойных. Но все они нанесены на полотно экрана так сбалансировано и органично, что нет, кажется, ни единого неправомерного изменения в темпе повествования (разве что парочка едва заметных провисаний).
По факту же, хитросплетения грязных делишек скверны рода человеческого будут подвергнуты заслуженному логическому анализу со стороны детектива, паре-тройке научных фокусов из арсенала талантливого врача-американца и в довершение встретятся с железными кулаками мужественнейшего сержанта. Попутно, живущий в борделе полицейский хирург привнесет в историю толику юмора, семейные дела трудоголика-начальника — умеренный трагизм, а робость и простодушие отставного военного — неподдельное обаяние. Вот в такой атмосфере здорового командного духа и разностороннего подхода к проблеме и происходит редко прерываемое на лирику небезынтересное действие. Грязи и крови тут никто не боится, но никто ими и не упивается, за исключением антагонистов, чьи личности не удостоились детального разбора.
Трудно поверить, но весь первый сезон выполнен в едином ключе спокойной и уравновешенной работы на стороне добра. Здесь нет акцентированного напора на гениальность и обостренное чувство справедливости Команды и ее Лидера. Хотя и дедукция, и налаженные отношения с нтп, и храбрость, и героизм — все присутствует. Как присутствуют и ошибки, и слабости, и недостатки характера, и последствия прошлого — человеческий фактор, одним словом, который подан так непосредственно и в меру трогательно, что остается только понять и простить (ну по-другому никак, честное слово).
Эту самую достоверность в быте людских отношений, вместе с поистине необычайной сбалансированностью всего (всего!), можно, пожалуй, отнести к главным достоинствам сериала. Также добавив туда продуманную детективную часть, являющуюся золотой серединой между лихой головоломкой и тяжким ежедневным трудом силовых структур. К недостаткам же пойдут придирки за излишнюю сюжетную ориентированность на тот самый film sale noir, кое-где чуть ли не претендующую на вторичность, и робкие упреки в неизбежной возвышенной мелодраматичности. Так или иначе, планка взята достаточно высокая и задача поставлена не из простых — курс сериала в любой момент может быть изменен на более привычный и популярный. Но пока «Улица Потрошителя» вызывает лишь уважительный интерес и легкое удивление своими самобытностью и естественностью, тем больше оттеняемыми этим безобразно глупым названием.