НедовоплощениеНоты хаоса не в один миг выстраиваются в стройную гармонию и приобретают силу искусства и того, что называют творчеством. Из разбитого стекла не всегда получается красивая мозаика.
Перед нами два сценария, Филиппа и Эрика, вшитые в полотно как бы документально-биографического видео, где чеканный голос за кадром — где-то иронично, а где и вовсе беспристрастно — повествует об истории падения и восхождения духа, судьбы и характера.
Снятый на коленке (прости, Хоаким Триер), фильм говорит, что творчество, как груз, как лопата, которой надо работать, чтобы что-то получить на выходе. А также, что творчество (здесь можно подставить любую онтологически сколько-нибудь ценную категорию) — это путь искусства воплощения и путь овладения этим искусством. Менее чуткий, но более упорный и целенаправленный, Филипп это понимает и приходит к цели, Эрик же, попавший под машину и у которого в этот момент что-то щёлкнуло в голове, застревает в своей биографии, прокручивает, в буквальном смысле, самый лучший момент в своей жизни (поездку в Париж и любовь там же с девушкой) и никуда не движется. Ведь жизнь — не реприза, а целый театр.
Всё так, но кому знать, кто счастливее, Эрик, нашедший свою любовь, не отказавшийся от неё, или Филипп, облачившийся в одиночество, как в мантию одаренности. Наверное, они оба несчастны и по-своему оба сумасшедшие, потому что и то, и другое далось им огромным трудом. Да и что в конце? Если с Эриком ничего не понятно, то судьба Филиппа отчётливо просматривается и отражается в биографии Стена Эгиля Даля, который был эталоном литературы для обоих. А его биография, как известно, оканчивается чёрным засвеченным кадром и самоубийством.
Каждому даётся своё, просто надо научиться вовремя говорить правду — себе, друзьям, окружающему тебя миру. Может, тогда получиться не попадать под машины и под дуло пистолета, направленное самим собой на себя же.
Два главных героя были неразлучными друзьями, но к концу истории их пути расходятся, и как знать, что конкретно стало причиной для этого. Творчество, не терпящее лишних людей и счёта времени, меняющее суть личности, или же просто характеры, разные курсы движения. В какой момент Эрик перестал быть интересен Филиппу и наоборот. Где произошло перевоплощение: когда перестал писать, когда не смог отказаться от любви или когда сдался, или же когда сказал, что ему не понравилась книга Филиппа?
Фильм снят в стиле документального расследования, нам зачитывают сухие факты как будто бы из досье, а судебное решение должен вынести сам зритель, исходя из своего понимания моральных принципов, кто-то, возможно, примерит на себя опыт парней и сможет быть более честным, а без честности не получится воплотить в жизнь даже самые легкодоступные мечты.
Вот, к примеру, сам фильм… Блеклый, как белобрысые волосы истинного норвежца, не до конца откровенный, с невыразительными лицами, с жидкими, хлипкими диалогами и с явно закадровым смехом, которого не было в сценарии, но который оставили, видимо, присовокупив как — отсутствующий на самом деле — непосредственный эстетизм артхаусовского кино. Вот и не получилось, на мой взгляд, полного и истинного воплощения идей автора, так себе, размазанные мысли на тему кухни искусства, так себе, фильм с суровым северным характером. Но, как говорится, sapienti sat.
8 из 10