Без титанов было бы не хужеПопулярность и успех анимэ-сериала АТ известна всем и абсолютно заслужена. В эпоху засилья штампованных, разлетающихся как горячие пирожки, без возрастного рейтинга сюжетов про мальчиков-героев и девочек-волшебниц АТ для мира анимэ стал примерно тем же, что ИП для кинозрителя. Спасением, отдушиной, глотком свежего воздуха. Историей, где мы можем увидеть (пусть даже в рамках фэнтезийного сеттинга) нормальных, со своими плюсами и минусами персонажей и сюжетные линии, подчиняющиеся законам логики и здравого смысла. Кто-то видит в плюсах и высокий возрастной порог сериала, жестокость и насилие, что раз за разом заставляет испытывать эмоциональную встряску от гибели любимого персонажа и как следствие нагнетать интерес... Все это так. С другой стороны, тот же Берсерк с похожим возрастным рейтингом показал себя заметно хуже. Такие тайтлы, как Паразит или Токийский Гуль тоже сделали себе имя, но и они даже близко не стояли с АТ. Думается, что особенность АТ в том, что автор Хадзимэ Исаяма смог органично соединить в нем максимально возможное количество составляющих хорошего сюжета, а анимэ-студии достойно все это воплотили. Основные плюсы, как мне видится, следующие:
Графика/анимация.
Тут все отлично. Студии WIT и MAPPA потрудились на славу, выдав отличную картинку с высокой динамикой и детализаций. Отличия в подаче (традиционная у Вит и более мрачная и депрессивная у Маппы) тут скорее даже плюс, ибо разница между предыдущими и четвертым сезоном, их локациями и атмосферой сама подталкивает к этому. Эпичная музыка авторства Хироюки Савано также давно разлетелась по интернетам. Режиссура, постановка - без комментариев; они почти полностью копируют первоисточник, лишь изредка сбиваясь в хронологии. Многие ругают компьютерную графику, но лично я откровенную халтуру заметил лишь однажды. В целом, к технической части вопросов у меня нет.
Сюжет.
Многие называют Исаяму гением и иногда хочется с этим согласиться. Во-первых, то, как он выстраивает повествование, запутывая сюжет и подавая его кусками так, что зритель ломает голову, а потом несколькими флешбеками (да еще через десятки глав позже) все это логически разрешает, без бреда и фальши, естественно и правдиво. Возможно, не все при просмотре заметили огромное количество отсылок, пасхалок и пр. на первых взгляд мелочей, которые Исаяма раскидал по сюжету. Тут и аналогии со скандинавской мифологией, и аллюзии на первую мировую, и магия чисел, и просто головоломки, соединяющие разные фрагменты сюжета. Многие из них непонятны, другие допускают различную интерпретацию, но в любом случае подано все это драматично и эффектно. Во -вторых – по-настоящему интересные герои. Нам последовательно показывают персонажей, и по мере их раскрытия меняется и отношение к ним. Поначалу мы симпатизируем одним, и ненавидим других. Затем раскрываются истории как бы злодеев, и отношение к ним сменяется если не на сочувственное, то хотя бы на понимающее. А в конце все вообще становится с ног на голову, и уже не понятно, кто прав, кто виноват... И опять, казалось бы, ничего уникального в этом нет. В таких случаях зрителю почти всегда хотят донести универсальную мораль - правых нет, правда у каждого своя. Но Исаяма смог это сделать максимально правдоподобно и качественно. Он не замазывает спорные места неумелой экспозицией и не навязывает свое видение, но действительно, буквально по минутам расписывает детство персонажей, их окружение, обстоятельства и пр., вследствие чего зритель сам может решить, чью сторону ему занять, и занимать ли ее вообще. Третье -как и любой настоящий художник, Исаяма эгоист. Он не берет в расчет желания и ожидания фанатов, спокойно убивает любимых героев, выдвигает на первый план других и на время вообще забывает о третьих. С одной стороны, спорно, и конечно же, само по себе это не является гарантией качества - в итоге все зависит вкуса и таланта автора. Однако в наш век SJW и инклюзивности уже одна попытка автора нарушить устоявшиеся тренды и пойти против системы, создать что-то свое вызывает как минимум уважение. И, наконец, четвертое - эпичность. Начавшаяся как подростковый сенен, история перерастает в по-настоящему грандиозную схватку на разных континентах, с переплетением эпох, столкновением наций, политических режимов, науки и мистики... Все это, конечно, происходит уже ближе к концу, но в то же время делает историю более разнообразной, поочередно переключая фокус с межличностных отношений на отношения между странами, режимами. Кто-то правильно описал краткое содержание: Сезон 1 - Люди против титанов. Сезон 2 - Титаны против титанов. Сезон 3 - Люди против людей Сезон 4 - Эрен против всего мира. Автор не топчется на одном месте. Он постоянно перепрыгивает с одной темы на другую, меняет акценты, вводит новых персонажей, по ходу неторопливо раскрывая секреты до самой последней главы, сохраняя интригу. Исаяма эгоистичен, но вместе с тем он, ни одна из линий фактически не остается оборванной. Все сюжетные завязки разрешаются, все загадки раскрываются, просто это может произойти как через одну, так и через пятьдесят глав. Такой основательный подход плюс умение действительно логично увязать события, разделенные многими годами, определенно, впечатляют. Хочется отметить еще один талант Исаямы. В истории не так много драмы, но все эмоциональные сцены поставлены просто отлично. Смерть Эрвина, превращение Бертольда и Райнера, сцена в ресторане с Габи, последние сцены с Эреном... АТ – это не только экшн, но еще и неожиданные развязки, ненадуманные конфликты, мощная драматургия, пронзительные диалоги и персонажи, способные под грузом обстоятельств, все же понять оппонента и сделать правильный выбор.
Из минусов могу отметить почти что полное отсутствие романтики, а также некоторая зацикленность автора на ГГ и неопределенность его мотивации. Герой вроде как развивается, что-то переосмысливает, в конечном итоге меняясь до неузнаваемости, но в определенный момент мы видим на экране трех Эренов: один мстит за прошлое, другой спасает друзей, а третий вообще стремится переделать мир…
Ну и напоследок, нельзя не упомянуть о пацифистской направленности АТ. Неприятно это осознавать, но столь правильный и очевидный посыл остался не понят многими зрителями. Вместо попытки осознать всю степень трагизма войны, взглянуть на мир глазами врага – агрессия, ксенофобия, и комментарии в духе «Габи, сдохни…» или «Да убейте уже эту…» Видимо, результаты многолетней пропаганды дают о себе знать. Долой эмпатию и рефлексию, прав может быть только один! Хотя автор ясно показывает, как легко можно переметнуться из одной крайности в другую, это очевидно далеко не всем. По сути весь четвертый сезон - это проекция истории 20 века. И те, кто не выучил его уроки, АТ, скорее всего, просто не поймут.