Концерт для фортепиано в руинахОригинальный сериал 'Neon Genesis Evangelion' был странным, но вполне законченным произведением. Он мог быть местами занудным, его можно было обвинить в оскорблении чувств верующих из-за слишком вольного обращения с библейскими образами (по отношению к Библии это самый что ни на есть неканон), но даже в последних сериях там не чувствовалось компромиссов, несмотря даже на нехватку бюджета. Искренность Хидеаки Aнно стала одной из причин популярности и культовости этого сериала. Альтернативная версия двух последних серий, как и предшествующая им компиляция из остальных серий, мне показались уже избыточными, хотя эти полнометражки и несколько проясняют сюжет, сами по себе они не очень-то смотрибельны.
И тут появляются ребилды. Эта же история, но в более качественной графике. Теперь у студии есть деньги на то, чтобы не просто нарисовать меху, а сделать её феерическим зрелищем. Первый ребилд выглядит достойно: более красочно, более атмосферно, но в целом это та же история про того же Синдзи Икари. Но некоторые хорошие сцены, посвящённые одноклассникам Синдзи и его отношениям с ними, пошли под нож. Ещё напрягло то, как нарисовали голых пацанов. Либо не рисуйте их вообще, либо делайте нормально. Кроме того, в ребилдах отсутствует замечательный опенинг из сериала. Но все эти недостатки перевешивает зрелищность и атмосфера, поэтому первый ребилд я всё равно предпочитаю сериалу. Ещё один плюсик за прекрасную озвучку от Reanimedia.
Второй ребилд считается самым популярным, но у меня сей факт вызвал лишь недоумение. B него запихали большую часть событий сериала, но в итоге получилось обрывочное невнятное месиво. Общий тренд происходящего понятен, но сцены и образы существуют сами по себе, не складываясь в сюжет.
После неприятного испытания, которым оказался второй ребилд, третий меня уже слегка пугал. Я знал, что его и так ругают, если и ко второму, которой вроде хвалят, у меня серьезные претензии, смогу ли я вообще смотреть третий? Оказалось, да, более того, я бы сказал, что это лучший фильм всей франшизы, включая сериал.
Главное, на что обращаешь внимание – это композиция. Форма трёхчастного концерта, подчёркнутая наличием музыкального инструмента в сюжете - Allegro - Largo - Allegro, - выглядит как работа над ошибками второй части, грешившей сумбуром и невнятностью драматургии. При этом постапокалиптичная атмосфера передана просто блестяще, особенно хороша средняя, медленная часть. Рояль в опустевшей штаб-квартире вызывает ассоциации с моментом из фильма 'Андрей Рублёв' в храме после набега татар. Экшн сцены – прекрасное Allegro, здесь нет графики ради графики, видно, что каждая йена потрачена на создание нужной атмосферы.
Драматургически очень правильно то, что первое Allegro более сухое и жёсткое, а заключительное – более пафосное. Финальная часть фильма имеет тихую, камерную коду, напоминающую финал 45 симфонии Гайдна. Очень удачно подобран момент, в который показан титр с названием части You can (not) redo. В первом ребилде это место почти случайно, во втором оно логично, но выбрано слишком 'от головы' и потому не цепляет, а тут это как раз одна из кульминаций, раскрывающих смысл.
Что касается сюжета, то, в отличие от сериала, Каору больше не домогается Синдзи, их отношения более дружеские, хотя элемент влюблённости в них всё равно присутствует. Совершенно гениальным решением выглядит первая часть фильма, в котором не только главному герою, но и зрителю ничего не объясняют, и глядя на происходящее, чувствуешь то же, что и главный герой, так же ничего не понимая. Очень сильный драматургический ход – это то, что когда Синдзи узнал правду о Третьем ударе, он, конечно, расстроился, но не так, как когда узнал правду о Рей. Человеку нужен человек. Близкий и родной. Судьба мира – уже потом.
Так что третий ребилд удивил меня не меньше, чем второй. Но, в отличие от второго, приятно. Вот бы весь Евангелион был таким. Возможно, просто те, кому не понравился этот фильм, просто не разбираются в классической музыке и поэтому его не поняли.
Если говорить о ребилдах в целом, то мне нравится формат небольшого количества полнометражек, а не сериала. Мне нравится, что действо стало зрелищнее и атмосфернее. Мне нравится, что это не синхронный перевод, а полноценный дубляж. Но, в то же время, если сериал выглядит самодостаточным и цельным, его можно не любить, но в то же время не за что ругать, то во всех ребилдах, кроме этого, есть косяки, которых в хорошем фильме быть не должно. Вероятно, причина этих косяков – это противоречия между художественными и коммерческими задачами. Снять такое – очень дорого. И приходится идти на компромиссы, внося в свой мир то, чего там быть не должно, чтобы необходимые инвестиции в проект были в принципе возможны. Более того, даже относительный провал этого фильма подтверждает необходимость этих компромиссов. Требовать от массового зрителя, чтобы он разбирался в классической музыке, значит терять его.
За сам этот фильм, но не за серию ребилдов в целом –
10 из 10.