Не угаснет надежда... Даже когда её мало!Предварительно надо обязательно сказать несколько слов про создателей во многом экспериментального фильма-драмы с элементами приключений и катастрофы 'Не угаснет надежда' американского производства под эгидой независимых небольших киностудий 'Before The Door Pictures' и 'Washington Square Films', премьера которого прошла в 2013-ом году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля.
Режиссёром-постановщиком стал Дж.С. Чэндор, которому на момент выхода 'Не угаснет надежда' исполнилось 40 лет, но он уже стал известным кинематографистом в определённых кругах, когда его дебютная лента, бизнес-драма 'Предел риска' (2011), по его же сценарию попала в шорт-лист 'Оскара'. При этом 'Предел риска' не обладал солидным сюжетом, но сразу несколько крупных актёров дали согласие на съёмки (Кевин Спэйси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Стэнли Туччи, Деми Мур и даже Закари Куинто с Саймоном Бэйкером). И 'Предел риска' начал своё шествие по мировым кинофорумам с фестиваля независимого кино 'Сандэнс', пожалуй, самого престижного фестиваля в своей нише. А непосредственным создателем 'Сандэнса' стал Роберт Редфорд, неприкасаемая личность в мире кино с неприкасаемым авторитетом, можно сказать, что Редфорд - это 'икона Голливуда' уровня самого Клинта Иствуда. И именно на 'Сандэнсе' произошла встреча Редфорда и Чэндора, после чего последний, вдохновлённый рассказом Эрнеста Хемингуэя 'Старик и море', приступил к созданию своей новой картины.
И именно ею стала 'Не угаснет надежда'. Начинается всё с того, что одинокий странник пишет письмо своей семье на яхте. А яхта, оказывается, терпит бедствие после столкновения с металлическим контейнером. Бедолага в одиночку пытается спасти и яхту и, собственно, самого себя от пучин морского дна, но, тем не менее, несмотря на все прилагаемые усилия это всё даётся сложнее и сложнее. Практически перед нами предстаёт драма в режиме инструкции 'Методика спасения на воде после кораблекрушения'. И вначале может показаться странным, что можно рассказать нам в фильме, хронометраж которого более полутора часов, но Чэндор явно со всей тщательностью и детализацией подошёл к созданию 'Не угаснет надежда'. Конечно, опытные яхтсмены и другие мореходы могут оспорить некоторые эпизоды, заметив кое-какие технические неточности, но не будем забывать, что это фильм, а значит он имеет право на художественный вымысел для покорения зрительского внимания.
И тут надо ещё отметить, что 'Не угаснет надежда' - это условно называемый 'театр одного актёра', то есть мы не увидим никого кроме исполнителя главной роли Роберта Редфорда. И количество реплик у него будет ограничено. Не будет той монологовой основы, которая позволяла выжить и не сойти с ума герою Тома Хэнкса в классической ленте про современных 'робинзонов' 'Изгой' (2000). И не будем забывать, что эта всемирно известная картина Стивена Спилберга кроме творческой лазейки имела под собой ещё крепкий коммерческий фундамент, а вот низкобюджетный 'Не угаснет надежда' создавался с учётом других взглядов его авторов. И Редфорд, произнеся несколько ругательств, своим молчанием заслужил несколько наград и номинаций и шёл в фаворитах гонки за 'Оскар', но по неведомым причинам так и не попал в окончательный шорт-лист. И если кому-то невдомёк почему Редфорда называют одним из самых выдающихся актёров за всё время существования кинематографа, то стоит посмотреть 'Не угаснет надежда', где один актёр практически бессловесно вызывает целый спектр эмоций: от сочувствия до уважения.
И, конечно, надо ещё раз сказать про технические нюансы постановки 'Не угаснет надежда'. Те, кто незнаком с морем, кого не тянут бескрайние просторы мирового океана, кто не мечтает отправиться в круиз на яхте под дуновение тёплых ветров, 'Не угаснет надежда' вполне обоснованно может стать выразительным зрелищем, где каждая сцена заслуживает отдельного внимания, ведь речь идёт о выживании, об опыте одинокого яхтсмена, отчаянно борющегося за свою жизнь и ни при каких условиях не собирающийся сдаваться. И операторский тандем итало-американцев Питера Дзуккарини и Фрэнка Дж. ДеМарко позволяет проникнуться каждой сценой, отдавая должное её реализму. К тому же, если уж слов в 'Не угаснет надежда' практически нет, то что-то должно заполнять эфир и с этим прекрасно справился композитор ленты Алекс Эберт, за что и получил заслуженный 'Золотой глобус'. И приятно удивил монтаж ленты. А удивил он тем, что 'Не угаснет надежда' был снят всего за 9 миллионов долларов, а получили мы более искренний, мужественный, проникновенный фильм, чем давно не обладают характерные коммерческие проекты.
8 из 10