Our manПару лет назад среди режиссеров была такая забава, как долгие бессловесные сцены. У братьев Коэн появилась молчаливая завязка с охотником, забредшим туда, где старикам не место, «Нефть!» открывалась эпизодом с появлением дьявола Плейнвью из-под земли на каких-то пустошах, где и поговорить-то не с кем. Теперь у нас есть целый фильм как одна большая бессловесная сцена.
«Не угаснет надежда» — кино по 32-страничному сценарию, с одним абзацем текста и одним громким ругательством; кино, в котором режиссер Чендор все поставил на допустимую синопсисом зрелищность и старую актерскую школу.
Что у Джей Си Чендора вызывает больший интерес — хороший вопрос.
Неизвестно каким чудом в этой камерной истории находится пространство в картинке, что позволяет не следовать по пятам за our man (обозначение для персонажа, использованное в сценарии), а наблюдать за ним со стороны. Отсюда, и гипнотическая сцена с переворотом яхты, и подводный мир с его сюрпризами. Однако, Чендор не хочет останавливаться, отчего местами он слишком уходит в эффектность, выдавая невероятные виды our man на фоне шторма или заката, что явно болезненно отдает по реалистичности картины, главному своему акценту.
Роберт Редфорд — легенда при жизни, актер с серьезной фильмографией, тщательно ее оберегающий от дурного вкуса (привет, Де Ниро!), так что «Не угаснет надежда» — достойный его проект. Он играет на полутонах, открывая нам целостного персонажа, хотя и лишен какой-либо предыстории и, собственно, голоса. Парадокс в том, что живым этого героя делает именно недосказанность — нам не нужно верить в какую-то выдуманную экранную историю жизни, нам представили голые факты, когда our man — это набор привычек, это действия, за которыми наблюдаешь на протяжении сеанса, и больше ничего. И чем больше вопросов вызывают эти действия, тем и персонаж более живой, поскольку придерживается своей самостоятельной логики.
И все-таки Редфорда в фильме недостаточно, как бы странно это не прозвучало, когда это единственный актер в кадре на все 106 минут хронометража. Кино, которое должно было быть историей о человеке, на деле — о стихии. Our man не получает такого внимания от режиссера, как разбитая яхта и бесконечный океан вокруг нее.
«Не угаснет надежда» — это «Жизнь Пи» без тигра, «Гравитация» вне космоса, и «Капитан Филлипс» по другую сторону контейнеровоза Maersk.