Великий воин«Джон Уик» давно уже стал культовым фильмом. Однако он обрел статус не только благодаря хорошо срежиссированным экшен-сценам, отсылкам к массовой культуре и харизме Киану Ривза. Фильм возвращает наше бессознательное к древним богатырским истокам. Но обо всем по порядку.
Первое, что мы должны сказать о фильме – Джон Уик является воином с соответствующим кодексом чести. К примеру, он не стреляет, если его противник взял в заложницы безоружную проститутку. Однако Уик дерется с женщиной, которая сама является членом сообщества убийц. Противником Джона может быть лишь тот, кто владеет оружием и готов применить его. Похожее поведение убийцы мы видели в старых частях «Хищника», где жертвами инопланетного охотника являлись сильные мужчины, способные дать отпор. Такова этика воина, которую мы встречаем не только в кино, но и в средневековых рыцарских романах.
С военной тематикой также связана образность фильма. В общине убийц, обитающей в «Континентале», в ходу особые золотые монеты. На них изображен череп, отсылающий нас к ремеслу этих людей. Воины древности, как убийцы из фильма, сражались за золотые монеты. Уместно здесь вспомнить происхождение слова «солдат», обозначающее «воюющий за солид». Т.е., за золотую монету. В некотором смысле Уик и ему подобные являются теми самыми солдатами.
Однако не только деньги приводят в движение убийц. Покончить с легендарным киллером Джоном Уиком – это большая честь. Тот, кому удастся подвиг, будет стяжать доблесть всю свою жизнь. Убийца Джона займет символическое место своей жертвы, заберет ее имя. А имя «Уик» обладает будто бы магической силой. Оно внушает страх, ужас и тревогу. Своим ратным подвигам Джон Уик ни в последнюю очередь обязан ореолу своего имени. Главный герой использует устрашение, исходящие от него, дабы максимально быстро одолеть противника. Так было, скажем, с охранником клуба, который был чрезвычайно напуган появлением именно Уика. У древних народов один из важнейших элементов тактики является устрашение. И этот аспект роднит Уика с воинами былых времен.
Второе, что мы должны сказать о фильме – картина мифологична. На эту мифологичность работает одна из сцен, где Джон позволяет антагонисту ранить себя ножом, а затем вырывая из дыры лезвие, всаживает клинок в плечо противника. Происходит обмен кровью двух соперников. Все это действо походит на ритуал создания связи между воинами. В древности договора скреплялись кровью, т. к. заключились между чужими, а не родственниками, у которых одна кровь. Более того, на протяжении фильма подчеркивается связь между протоганистом и антагонистом. Оба они прокляты, оба потеряли самых близких людей, оба ведут себя так, как подобает воину.
А теперь снова вернемся к имени. Мы уже говорили об его устрашающей силе. Теперь поговорим о мифологической стороне дела. В нашем переводе у Джона прозвище «баба яга», а в оригинале «бугимен». Т.е. Уика зовут как демона из народных сказаний, что крадет детей (этот момент имеет параллели с сюжетом) и находится на границе между живыми и мертвыми. Уик постоянно рискует и забирает жизни. Там, где Джон появляется, там случаются смерти. Уик словно злой и тлетворный дух, что не может успокоится, пока окружающие не испытают страданий.