Когда нестерпимо больноСпустя сутки после просмотра «Джона Уика», я прихожу к выводу, что секрет его феноменального успеха в его откровенной, бьющей наотмашь эмоциональности, безапелляционности и...человечности. Бесконечные перестрелки и драки, которыми, как и подобает всякому уважающему себя боевику, напичкан фильм, не задорно-веселые, а болезненные, отчаянные, словно вскрываемая раз за разом рана, которую расковыриваешь специально, чтобы боль физическая вытеснила боль моральную. Характер и трагедия главного героя передались и фильму, имеющему свое лицо, пусть и отмеченное страданием.
Задумка с мщением за собаку смотрелась бы нелепо, абсурдно и даже комично, если бы не имела столь мощной и эмоционально удушающей предыстории. Та самая собака в «Джоне Уике» не просто милое домашнее животное, а символ жизни, надежды и возрождения, воспоминания о счастье, единственная ниточка, удерживающая на краю бездонной пропасти бесконечной боли и потери. Не зря в первой части фильма сначала сделан акцент на одних похоронах, а затем и на других – собаки, и не зря звучат слова, что «такие дни случаются». Действительно, это так, но если в первом – житейском – случае винить некого, и от этого можно потерять почву под ногами, то во втором – на беду виновников – есть! Дни случаются, но причины у них разные. В этом смысл прозвучавших вскользь слов, знаменующих собой все дальнейшие события.
Киану Ривз в первой и второй части картины играет двух совершенно разных людей. Его Джон из мирной жизни – глубоко раненый, несчастный, потерянный и утративший всякий смысл жизни человек, но обычный, как многие другие, и ни один извращенный мозг никогда не узнает в этом человеке с потухшим взглядом безжалостного киллера. Напавшие на героя подонки будто дементоры еще раз высасывают из него радость, а с ней и любую еще возможную гуманность. За следующие минут 20 мы узнаем о герое больше, чем мог бы рассказать целый отдельный фильм: маленького ролика счастливого прошлого из телефона вполне достаточно, чтобы понять причины, а сильнейшей сцены в подвале – чтобы понять весь масштаб принятого когда-то решения. Джон, разбивающий бетонный пол кувалдой, когда-то не просто закопал свое прошлое, он в буквальном смысле его замуровал, чтобы все оставленные там скелеты никогда не напомнили о себе и – тем более – не ожили. Авторы используют и сильнейший символ – воду. Символ перерождения, и с Уиком происходит именно это. Он перерождается, будто рождается вновь.
Все его дальнейшие приключения более всего похожи на игру-стрелялку, что появляется в конце фильма, и Джон убивает, крошит, уничтожает, рвется напролом к своей цели. Конечно, собака стала спусковым крючком, и герой не просто мстит, он в этих безумных действиях выпускает пар, будто говорит со всеми, кто способен понять, на хорошо известном ему языке. Говорит, как ему нестерпимо больно, и эгоистично хочет, чтобы больно было и другим. Кто-то заливает горе алкоголем, кто-то заваливает себя работой, а герой Ривза заливает окружающий мир кровью просто потому, что ему плохо, и эта выбранная мрачная цель – единственная, что у него осталась. Хоть какая-то цель. «Было желание вырастить собаку, но вы ее отняли, что же, теперь вы ее замените собой», - вот, о чем идет речь в этом нестерпимо горестном монологе.
Порой кажется, что, выбрав в главные такого раненого героя, авторы предрешают его судьбу, но это не совсем так. Авторы все равно дают надежду на какое-никакое будущее, оставляя этот фильм важным, но эпизодом в жизни Джона Уика. Они закольцовывают начало и финал, и это позволяет назвать конец не таким беспросветным, каким он мог бы быть.
Секрет «Джона Уика» в его человечном герое, но не просто в этом, а в том, что привычный прием идеального убийцы с большим сердцем использован наоборот. Куда чаще герои следуют от бесчеловечности и равнодушия к гуманности, чувствам и иной жизни, здесь же герой Киану Ривза проделывает обратный путь. Чувствующий, уязвимый, понятный герой в простой белой майке, которому просто невозможно не сочувствовать, превращается в безжалостного убийцу, всего лишь надев черный идеальный костюм и захватив с собой целый арсенал оружия. Есть что-то в том, чтобы видеть в его глазах того обычного человека, которым он был, и кто теперь спрятан под этой кажущейся непробиваемой броней. Этим Джон влечет и не позволяет заскучать, в этом одна из причин его огромного обаяния и даже шарма.
При всей своей эмоциональности, «Джон Уик» остается очень динамичным и красивым по постановке зрелищем, с достаточно энергичным саундтреком и обилием жестоких сцен. Походя фильм приоткрывает тайны преступного мира, о котором говорит, но, в целом, ему это не слишком интересно. Сам по себе сюжет простой и понятный, и простота спасает от дыр и недоговоренностей, а сила и преимущества «Уика» вовсе не хитросплетениях истории, которых здесь нет.
Так что «Джон Уик», будучи брутальным фильмом про перестрелки и массовые убийства, интересен и тем зрителям, кому нужна драма и эмоции – он дает все. Смесь настроений разных жанров делают картину если и не уникальной, то очень заметной на фоне большинства коллег по тематике, а действительно сильный и весьма харизматичный актер в главной роли дополняет получившейся результат. «Джон Уик» может не понравиться, но не зацепить он не может.