Неглубокая заморозкаБывают вечера, когда настроение не плохое и не хорошее, и никуда особо не тянет идти, а хочется посидеть дома, попить чайку да поразмышлять о смысле жизни. Именно для такого вечера, похоже, и снял свою драму американский режиссёр
Тим Блейк Нельсон.
Сразу хочу сделать дифференциальный акцент на слове «драма», поскольку «триллер», заявленный в жанровой линейке ленты, не имеет к картине Нельсона никакого отношения. Не знаю, кто внёс эту метку в информационный блок, но кочуя сегодня с сайта на сайт, она сбивает с толку поклонников жанра, которые потом выносят мозг модераторам: «И что это было?» Так вот на заметку: «Анестезия» — не для целевой триллер-аудитории.
Вообще-то Нельсон более известен как актёр. Многие помнят его работы в фильмах «О, где же ты, брат?», «Зарубежный роман», «Большая белая обуза» и других. Однако «Анестезия» для него далеко не дебют в качестве режиссёра. До этого он снял вполне себе смотрибельную «Травку» с
Эдвардом Нортоном, а также шекспировскую интерпретацию «О» с
Джошем Хартнеттом.
Как и предыдущие его режиссёрские работы, «Анестезию» нельзя назвать ни шедевром, ни новым словом в кинематографе — это просто довольно крепкий представитель своей жанровой группы, драматическое киноэссе с элементами мамблкора и лёгким уклоном в философию.
Истории разных, не знакомых друг с другом людей, каким-то образом пересекающиеся под занавес действа — приём довольно бородатый, широко эксплуатируемый современным кинематографом, чтобы записывать его в ряд эксклюзивных режиссёрских заслуг. К тому же в «Анестезии» он не сопряжён с ярко выраженной динамикой и сюжетной изобретательностью — течение фильма скорее медитативное, нежели «пружинистое».
Профессор философии, любящий своё дело и вдохновенно читающий лекции студентам Колумбийского университета. Молодая домохозяйка, которую обманывает муж, и которая из-за этого частенько прикладывается к бутылочке. Чернокожий наркоман и его друг детства, верящий, что лечение в больнице поможет бедняге избавиться от зависимости. Брат и сестра, достигшие возраста гормональной революции, курящие травку на крыше и обсуждающие нюансы орального секса. Несмотря на отдельные формально негативные маркеры, в фильме практически нет отрицательных героев. Единственный плохой парень выскочит под конец из мрака вечерних улиц, сделает своё чёрное дело и нырнёт обратно во мрак.
Режиссёр — в лучших традициях мамблкора — никак не выражает своего личного отношения к происходящему на экране, давая возможность зрителю самому расставить оценочные точки над «i». Хотя слишком уж ярких, волнующих воображение персонажей или сюжетных линий в картине нет, так что и точки расставлять не очень-то хочется. Цитаты Ницше и Шопенгауэра об одиночестве, пустоте и утрате смысла жизни, звучащие рефреном на протяжение всего фильма тоже, к сожалению, не находят достаточно яркой материализации. Задумка это или случайность, но название ленты оказалось созвучно её витальному лейтмотиву.
Отдельной похвалы заслуживает умничка
Кристен Стюарт. Пусть роль у неё и не слишком большая — девушка на грани нервного срыва, которая физической болью пытается заглушить боль душевную — её присутствие вносит возбуждающе пряную нотку в сравнительно диетический актёрский букет «Анестезии».
Фильм не оставляет по себе какого-то особого послевкусия, но и жалеть о потерянном времени тоже, в общем-то, не заставляет. Наверняка он придётся по душе любителям неспешных диалогоёмких новелл в духе
Ноа Баумбака. Ну, и поклонникам Кристен, разумеется.
6 из 10