Начало фильма содержит вполне оптимистический посыл — нам показывают статую Рошамбо, французского военачальника, героя войны за независимость. Идея понятна: мы любим французов. Затем авторы покажут, как именно надо любить граждан пятой республики…
История Стросс — Кана хорошо освещена прессой, заслуживают упоминания два момента. В 2011 году протагонист заявил о необходимости создания новой мировой экономической системы, поскольку старая (Вашингтонский консенсус) привела мировую экономику к кризису. Учитывая политическую позицию Стросс — Кана, и предвыборные рейтинги, Франция могла получить президента, способного проводить независимую внешнюю политику. Сексуальный скандал разрушил карьеру директора МВФ, а президентское кресло занял некто с бабьим личиком скопца, покорно плетущийся в кильватере американской политики (история с Мистралями).
Почётный гражданин Саранска — настоящий мистер Секс. Депардье в этом фильме блистает красотой, по всем статям он — вылитый Купидон. Розовые целлюлитные складочки, упругое брюшко, у него даже нос имеет фаллическую форму. Неловкие эротические сцены с участием гражданина России, наводят на мысль о том, что он перешёл в категорию «мы не бабники, мы пьяницы». Раздев очередную девушку, актёр суетливо хватает её за плечи, за руки, взваливает на своё брюхо (грозя раздавить бедняжке внутренности), очевидно что он помнит — женщины нужны, вот только не помнит зачем.
Режиссёр постоянно обыгрывает корпулентность героя. Каждый наклон корпуса, поворот, приседание, сопровождается мощным рыком, хрипением, фырчанием, одышкой и стонами. Смысл ясен, перед нами зверюга, здоровенное, съехавшее на фоне собственного сексуального культа животное. Феррара, бывший бешеный пёс независимого кинематографа, злобно рвавший общественные устои в своих ранних фильмах, теперь превратился в старую, комнатную болонку, суетливо жующую хозяйские тапочки беззубыми дёснами.
Принимая на веру официальную версию, режиссёр идёт по самому конформистскому пути. Стросс — Кан выведен сексуальным маньяком, жалким рабом своего члена. Вторая соглашательская сказочка, это история о том, что всю карьеру претендента на президентское кресло построила его жена (пронафталиненная байка о том, что за каждым знаменитым мужчиной стоит женщина). И это — независимый кинематограф? Где собственная, отличная от официальной позиции версия? Где свойственный всем независимым умам скепсис? Где критический подход? Ничего этого нет, есть отсутствие желания мыслить самостоятельно, видимо от независимости осталась лишь упитанная задница Депардье в кадре.
Стросс — Кан не отрицал связи с горничной, он настаивал на том, что их встреча «была запланированной». Личность несчастной не является загадкой, с фотографии смотрит существо с лицом сильно пьющего Ельцина и телом бегемота, чудесным образом втиснутого в форму горничной. Неземная красавица должна быть рада, что её осчастливил сам директор МВФ. Полиция располагает записью телефонного разговора, из которой следует, что «изнасилование» носило плановый характер, горничная делилась планами о сравнительно честном отъёме денег у богатого клиента. Всё было как в анекдоте:
— Сдаётся мне внучек, что ты хочешь меня изнасиловать?
- Что вы бабушка, и в мыслях не держал!
- А придётся.
Затем, выяснилось, что у честной горничной на счету около сотни тысяч американских долларов (жалование за триста лет непорочной службы), что она связана с наркоторговлей, а также не против того, чтобы утешить одиноких, скучающих постояльцев своим роскошным телом. Таким образом, версия об изнасиловании свирепым сексуальным маньяком нецелованной, целомудренной сорокалетней девчушки, эта версия рушится с грохотом. А именно на ней и построен фильм Феррары. Как говаривал один персонаж — поздравляю, гражданин соврамши!
Фильм производит жалкое впечатление. Натужные сцены, имитирующие разврат, сменяются нудными беседами главного героя и его жены, а также его монологами о морали (учитывая биографию, их можно было бы издать отдельным томом в серии «Великие моралисты советуют»). Вложив в уста главного героя слова о том, что «необходимо вырваться из стада» Феррара этим фильмом загнал себя в центр блеющей, сонно жующей отары. Впрочем, ничего неожиданного здесь нет. «Похороны» снятые в 1996 году, оказались погребением таланта режиссёра, всё снятое после, представляет собой монотонное пережёвывание старческих соплей.
2 из 10.