«Цена человека»: The cash value of a human life.Фильм «Цена человека» в 2013-м году с успехом прошел по экранам Италии, получил ряд национальных премий и даже был выдвинут в качестве претендента на номинацию премии Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Однако в окончательный список номинантов на главную премию массовой культуры картина Паоло Вирдзи не попала. Отчасти причиной тому послужила популярность литературного первоисточника, на котором основан фильм, так как с книгой режиссер обошелся довольно небрежно.
Действие оригинального произведения переносится из США образца 2001-го года в Италию 2013-го, имена героев изменяются, но основной сюжет сценаристы оставляют прежним. В центре повествования три семьи, представляющие различные социальные слои — элиту, средний класс и полумаргинальное сообщество. Обладающие разным статусом и благосостоянием люди оказываются объединены посредством рядового ДТП, на которое мало кто обратил бы внимание, восприняв его как часть новостной сводки.
Зритель оценит «Цену человека» в зависимости от того читал ли он роман Стивена Эмидона или нет: итальянская киноверсия американского романа очень поверхностна и сосредоточена на отдельных сценах и деталях, тогда как писатель, не увлекаясь подробностями и сентиментализмом, своей целью имел прежде всего показать экономическую подоплеку общественной жизни, находящую свое отражение в каждой конкретной семье. А вот режиссер Вирдзи увлекается рассмотрением любовных историй и рисует портреты своих героев в отрыве от общей экспозиции, в результате «Цена человека» становится похожей на монументальную по хронометражу (фильм идет два часа) мелодраму, что к окончанию пытается обратить внимание на главенство материального над духовным не подводя зрителя к выводу, а делая это грубо и прямолинейно, ограничиваясь титром о содержании понятия «человеческий капитал».
Таким образом, если вы читали произведение Стивена Эмидона, то фильм покажется вам довольно топорным пересказом, лишенным идейной части, заложенной в него писателем. Да и по форме киноверсия выполнена весьма и весьма неловко, режиссер зачем-то буквально делит картину на части, озаглавливая каждую именем героя, от лица которого публика будет наблюдать и оценивать происходящее. В то время как в романе симфония повествования также была образована отдельными партиями/сюжетными линиями, но сделано это было мастерски, что (в том числе) и принесло книге успех. Если же роман о жестоких законах экономики, чуждых порой понятию гуманизм, вам не знаком, то фильм покажется занятной четырехчастной историей. А в робких попытках режиссера раскрыть постулат о том, что каждая жизнь имеет денежный эквивалент, неискушенный зритель без сомнения обнаружит шик.
Если говорить о технической стороне, то много вопросов вызывает бюджет в 6-ть миллионов евро, который ни коим образом не нашел отражения в визуализации. Возможно, часть его была потрачена на оплату услуг Валерии Бруни-Тедески, выглядящей как блеклая версия Веры Фармиги и считающейся в Европе звездой. Но если кого и стоит особо выделить из актерского состава, то многообещающего дебютанта Гульельмо Пинелли, сочетающего эффектную внешность и талант.
В целом «Цена человека» представляет собой проходную картину, в основе своей имеющую достойный литературный первоисточник. Возможно, будь фильм немного короче и оставь режиссер в кинотеатральной версии изначальный финал, продемонстрированный на ряде фестивалей (рассказывающий о дальнейшей судьбе Карлы Берначи, и являющийся свидетельством того, что Паоло Вирдзи интересовался исключительно мелодраматической, а не социальной стороной произведения), то «Цену человека» можно было бы отнести к категории крепких картин легкого жанра, а в своей двухчасовой версии она представляет всего лишь затянутый, прямолинейный и пресный пересказ романа.