Фарс из совпадений личностейДавайте не будем разводить лишний плач о состоянии современных отечественных комедий. Хотя бы сейчас. Сейчас, когда есть хоть малейшая надежда, что комедии МОГУТ быть смотрибельными. Почему она есть? Потому что в России периодически действительно находятся талантливые люди, способные если не поднять с колен индустрию в целом, то постараться сделать маленький шажок к прогрессу.
У Филиппа Коршунова за плечами работа над несколькими сериалами и пара короткометражек. «Полное превращение» — его полнометражный дебют. Сценаристом выступил не вызывающий каких-то стойких негативных ассоциаций Павел Санаев. А от сценария здесь зависело достаточно, поверьте. В актёрах — никому не известные ребята. Тоже талантливые. Потому что одно дело — сыграть роль. Другое — сыграть роль человека, находящегося в совершенно ином обличии. Человека, который не понимает, как он выглядит, так как для себя он — всё тот же. Если вы запутались уже сейчас — что ж, не быть вам актёром в подобном фильме.
Итак, перед нами — очень замысловатый сюжет. Наблюдать за его развитием легко, если не отвлекаться. А вот создать… Тут нужно иметь не только творческий задор вкупе с соображающими мозгами, но и ангельское терпение, способность не запутаться в куче придуманных личностей, которых необходимо на время поменять телами. К сожалению, Санаев и Коршунов допустили некоторые оплошности. Герои подчас ведут себя слишком наивно, словно не замечая, что за дичь творится прямо перед их глазами. В реальности всё произошедшее обернулось бы либо массовым психозом, либо внезапной сенсацией. Ну невозможно стольким людям вести себя так, словно возникающие обстоятельства — это вполне нормальное и терпимое дело! В виду чего фильм автоматически становится сказкой, кишащей мелкими, хотя такими забавными погрешностями, в основном касающимися исключительно поведения и восприимчивости персонажей.
Но давайте взглянем на историю в целом. Несмотря на по-творчески каламбурный подход, несмотря на финал, оставивший в визуальном плане довольно странные впечатления (слишком быстро он закруглился), тут присутствует один большой плюс. Схематически сценарий предполагает путаницу, но очень радует, что с путаницей справились и режиссёр, подавший историю как надо, и актёрский состав, каждый член которого ясно понимал, что делает, и выглядел достоверно. Сама последовательность событий тоже развивается в правильную сторону. Конечно, предсказуемость основных сюжетных переходов (вроде того, что сначала волшебный экран работает правильно, а потом, после некоего случая, творит всяческие хулиганства) слегка сглаживает положительное впечатление, но придумать иначе лично у меня тоже не получается. Наверное, здесь нужен более изощрённый ум.
В поисках общей морали Санаев в собственном сценарии поступил хитро. Ведь чему учит нас «Полное превращение»? Тому, что никакого аппарата в принципе не нужно, и чудо-штучка, перебрасывая одного на другого, а другого на третьего, в сущности, изменила не так много. Прогресс был за самим главным героем — искренность подвела к тому, чтобы наладить личную жизнь, а деловые вопросы он решил с помощью книжек, названия которых можно было просто спросить у своего очаровательного бизнес-тренера (что намного реальнее, чем устроенный переполох). И здесь есть некий диссонанс: если в жизни всё решается столь легко, зачем вообще нужен был волшебный фотоэкран-сканер? Достаточно придать герою больше решительности. Получается, экран — это только
помощник в мотивации? Неожиданные смыслы выдаёт фильм, и вроде даже осознаёшь их внезапную полезность (мораль в том, что всё зависит от человека, верно?), но не отпускает мысль, будто тебя немножечко так провели, создав некое подобие сказки, поставив во главу некий аппарат, производящий чудеса… И потом огорошив посылом о том, то аппарат и не нужен был — нужен был только повод, чтобы начать меняться и менять мир вокруг себя.
Ах да, остался юмор. Мы же вроде бы комедию смотрели? С фантастикой разобрались, а смехотворный эффект чуть-чуть сдал позицию. Я не могу в полной мере назвать картину комедийной, ибо юмор здесь местами действительно меткий, умеющий развлечь, а местами либо совсем обычный, либо чересчур бледноватый. Впрочем, это не прям-таки существенный минус. Скорее вынужденное допущение, потому как за создателями оставалась не самая простая задумка-путаница, с которой следовало разобраться, в виду чего они не успели наполнить хронометраж достойным количеством шуток, хохм и гэгов. Может, даже не стремились. Простительно.
Таким образом, «Полное превращение» я считаю неплохим проектом. До хорошего ему был бы ещё небольшой шажочек, к сожалению, загубленный сущими мелочами, скорее всего больше порождёнными восприятием, а также моральной двойственностью сюжета, которая вроде и учит хорошему, но делает это так замысловато, что не сразу можно привыкнуть к подобной подаче. И напоследок надеюсь, что всех, кто принимал участие в съёмках, ждёт большое творческое будущее. На ошибках стоит поучиться, только ведь в целом ребятки действительно постарались хотя бы
не налажать — а это весьма похвально, учитывая, какими сейчас бывают многие российские комедии.
6 из 10