Фракции в резервацииДля меня эта франшиза полна противоречий. И в смысловом плане, и в моем ее восприятии.
Сначала о восприятии. В свое время я пыталась читать Веронику Рот. «Дивергента» еле осилила. Так мучилась, что про две других части трилогии решила: прочту их только под дулом пистолета. Но на экранизацию первой серии пошла, сочла ее кинопозорищем, а потом, уже после окончания проката в кинотеатрах… три раза пересмотрела. И даже ни разу при этом не поморщилась. А ведь это вроде как подростковая антиутопия, а я довольно давно далеко не подросток. Неловко признаваться, а что делать?
Теперь об «Инсургенте». Продюсеры сменили режиссера — американца Нила Бергера на немца Роберта Швентке. Это, на мой взгляд, правильно: Швентке выше классом, у него минимум две работы, которые, безусловно, можно назвать отличными — «Иллюзия полета» и «РЭД». У Бергера ничего безусловного в фильмографии нет. Другой вопрос, много ли может даже классный режиссер с таким литературным первоисточником?
Где идеологи геноцида странно непоследовательны: Маркус заявляет, что он лидер Отречения, и остается в живых. Питер пакостит-пакостит всю сознательную жизнь, а потом вдруг от одного эпизода проникается совестливостью и элементами героизма… Если 200 лет из-за Стены никто не нападал, то зачем так стараться пестовать Бесстрашных? А Джанин — вроде умная, а рвется раскрыть тайну, которая еще неизвестно что принесет лично ей. Зачем? И таких вопросов по ходу просмотра возникает много (хотя есть там и пара смешных эпизодов).
Кажется, Швентке постарался сделать так, чтобы аналогий с «Голодными играми» было меньше. Хотя это, по моему, бесполезно. Жанр один, канва сюжета похожая, даже броневики рассекают аналогичные. Но дело даже не в этом. Как это ни забавно, о «Голодных играх» невольно вспоминаешь каждый раз, видя в кадре Трис — Шейлин Вудли хоть и похорошела, замечательно похудев, но до Дженнифер Лоуренс ей как до Луны. И вот это понимание «не задушишь, не убьешь». Есть в Вудли какая-то мягкая вялость что ли, которая совсем не подходит сильной необычной девушке (а все эти трилогии всегда о необычных девушках). Помните, как в «Самой обаятельной и привлекательной» Сусанна говорит про «оттенок усталой обреченности»? Вот Вудли, по-моему, все делает с этим оттенком — даже смотрит на Фоор.
А вот, кстати, Тео Джеймс очень хорош. Но лично мне не хватило его драматичной линии с непутевой героиней Наоми Уоттс (не буду говорить, кто она, чтобы не спойлерить). Как он классно рявкнул на нее за столом! Прямо мексиканская драма в полный рост! Даже толком не раскрытая, она меня зацепила. Вообще, участие Наоми многообещающе выглядит — с расчетом на третью часть. Хотя с актрисами второго плана этой франшизе вообще очень повезло. Но им не всегда есть что играть по большому счету. Мне их мало было в кадре — и Наоми, и Мегги Кью, и Эшли Джадд, и дочки Кравитца… Не говоря уже о Кейт Уинслет (актриса ее уровня сыграть такую Джанин может легко — даже пьяной, во сне или в коме).
Продюсерам «Инсургент» явно понравился — еще до старта проката они утвердили Роберта Швентке режиссером третьей части. Четко сказать, что все понравилось и мне, я не могу. Того, что мне стопроцентно пришлось по душе, в картине оказалось мало. Но пересматривать «Инсургента» тоже буду. Неловко признаваться, а что делать? Он смотрится развлекательно, а этого иногда очень хочется.