Будь собой — играй с судьбой!Глобальная и очень личная для каждого человека тема бунтарства, с приходом современных цифровых технологий, капитализма, демократии и прочих «костылей», заколоченных поверх системы всей, естественно, никуда не делась, а стала ещё привлекательнее и любопытнее для авторов рукописей различной паршивости и кинодельцов всевозможных жанров. Оно и понятно. Люди стали осмотрительнее, смелее во взглядах и решительнее в мотивах. На фоне потребительских и одурманенных материальными безделушками масс, нет — нет, да и рождается процент людей способных крикнуть: «Хватит! Долой всю эту мишуру!». Спектакль затянулся. Снимайте маски, чудики. Поэтому, как все прекрасно понимают, и родился целый культ литературной продукции, подобной «Дивергенту». А дальше и киноленты начали снимать. Не зря слоганы к картинам звучат очень храбро и утверждающе: «Ты опасен, если ты другой» и «В этом мире пора что — то менять». С обеими фразами я, собственно говоря, согласен. Давно пора много чего поменять. И начать следует с себя, ребята. Потому как, именно мы — люди (и если быть более точным — представители молодёжной касты), и являемся винтиками и шпунтиками, шестерёнками и валами, которые заставляют работать этот исполинский механизм — современное общество.
Ещё одна очень обсуждаемая и актуальная тема — тема феминизма, конечно же, не уходит от внимания, когда смотришь подобное кино, или читаешь подобную книгу. Поскольку женщинам уж очень хочется заявить о себе и доказать, что они не слабее мужиков, а даже сильнее их, то авторы таких вот романчиков делают умышленный акцент на женской независимости и «избранности». Не зря же, автором первоисточника для франшизы является молодая авторша — Вероника Рот. Отчего такие вот манифесты, «упакованные» в постапокалиптическую и фантастическую оболочки появляются? Конечно же, от нехватки внимания и желания заявить о себе и своих мыслях вслух. И замысел — то, вроде бы, неплохой и даже правильный. Вроде бы.
Помнится мне, первому фильму серии я поставил неплохую оценку с заделом на будущее. Я по наивности своей и доброте подумал, что из такой идеи может получить развитие очень интересная франшиза, где будет немного о том, и немного об этом. О наболевшем. В свете последних политических и экономических событий, надо сказать, такие вот фильмы выглядят как раз кстати. Но очень недурная идея, к большому сожалению, в распоряжении некомпетентного автора и таких же некомпетентных сценаристов довольно быстро (ведь намечается ещё целых два фильма) превратилась в очередную развесную клюкву для подростков, которые не хотят работать, но хотят всё иметь и ходить среди сверстников с короной на голове. Посыл, какой — никакой, но очевиден был уже с первых минут первого фильма. Ты — избранная. Пора с лёту таранить чёртову систему и разносить её вдребезги. Ведь если не ты, то кто бросит вызов этой гигантской мясорубке, в которой перемалываются в бесформенный фарш все неугодные процессу. А дальше, пошло — поехало. Причём, не стремительно, с рёвом мотора и овациями, а скорее, дёргаясь на холостых и стреляя выхлопом, как убитый драндулет. Короче говоря, должного развития тема не получила.
«Инсургент» застыл где — то между откровенной банальной халтурой и чем — то постным, но иногда подающим признаки жизни и здравого смысла. В таких случаях, обычно говорят — пациент скорее мёртв, чем жив. Сменив режиссёра и композитора, второй фильм был обречён сразу, если честно. В принципе, к Швентке особых претензий нет и быть не может. Постановщик снимал по сценарию. И материал оказался плох, как ни крути. Что не снимай. Какие хорошие спецэффекты не выкручивай. Сценарий просто беспросветен. Он рыхлый, невразумительный, растянутый и не информативный. Сюжетный стержень оброс большим количеством неприлично выделяющихся на общем фоне соплей и слюней, которые, ни то что не трогают, а наоборот, изрядно раздражают. А вот с композитором вышла откровенная промашка. Атмосфера первого фильма была достигнута, в основном, благодаря неплохому композитору Джанки Экс — Эл. Именно его саундтреки и повлияли благоприятно на атмосферный фон, который был способен втянуть тебя в происходящее на экране. Джозеф Трапанезе, сменивший коллегу по профессии во второй части явно не знал, куда и как давить. Музыка блеклая, не создаёт настроения, не задаёт нужный повествованию ритм. Вообщем, почти везде мимо.
На актёрском фронте тоже не произошло чудес. Единственная, кто, помойму, искренне верит в то, что делает — это Шейлин Вудли. Её постригли «под пацана», но играть девушке было особо нечего. Хотя, она и старается выглядеть убедительной настолько, насколько это вообще возможно в создавшихся обстоятельствах. Тео Джеймс по — прежнему не знает, что он тут делает и чего от него хотят. Харизмы не прибавилось, что было ожидаемо и естественно. Теллер пытается казаться обаятельным клоуном и парнем — зажигалочкой, но с такой задачей здесь не справляется. Уинслет и Уоттс хороши (особенно, в большей мере, первая), но играть таким не последним актрисам тут нечего. Не их уровень (нет стимула стараться и брать высшую планку). В таких проектах подобные актёры только зарабатывают.
Возвращаясь к тематике и самому фильму, хочется сказать, что новоиспечённая франшиза для подростковой аудитории явно проигрывает своим жанровым коллегам и прямым конкурентам. В ней не чувствуется общей уверенности, крепкой сценарной хватки и ощутимой интриги. Персонажи представляются оловянными солдатиками, которые тараторят бытовые и приевшиеся диалоги, но не могут заявить о себе, как фактурные и «живые» личности. Происходят неизбежные повторения в действиях из — за больной нехватки оригинальности и свежести сюжетной подачи (пример тому — крайне скупая постельная сцена, аналогичная той, что была в первой серии). Экранизации произведения Вероники Рот уже практически нечего терять, но и найти что — то стоящее внутри себя, пожалуй, невозможно. Второй фильм заканчивается с хитрой затравкой на интригу третьего. Но всё довольно предсказуемо, друзья. Франшиза буксует на месте, а это есть прямой регресс. Такое ощущение, что авторам уже нечего нам поведать. Назревает вполне очевидный вопрос — не рановато ли? Кино, как минимум, вторично. Как обращение создателей к своей публике, данный фильм, как несмелый шёпот из толпы. Как развлекательная постановка, он буквально пестрит критической нехваткой динамики, интересных режиссёрских находок и бодрых экшен — сцен. Как дойный аппарат для опустошения зрительских кошельков, он тоже не состоялся лучшим образом. Вывод напрашивается сам собой.
P.S. Я ненароком придумал слоган (читаем заголовок) для одного из следующих фильмов. Где получить за это на чай с булочкой?
4 из 10