Ударим инсургентом по истеблишментуДалеко не все «эпопеи» young-adult удостаиваются успешной экранизации, и если за какие-то может быть по-человечески обидно (вспомнить хоть загубленный на корню потенциал «Академии вампиров»), другие — как трилогия Вероники Рот — получают неожиданный подарок судьбы от режиссёров и сценаристов. Переносить на экран пустопорожние метания незрелых — мозгом и телом — персонажей, в которых американская писательница увязла с головой во второй части своего романа-сериала, было бы крайне рискованно. А потому — вместо высосанных из пальца психологических травм и «углубления» в поверхностно продуманную политическую систему — создатели киноверсии пошли проверенным путём. Меньше слов, больше дела. Ну или меньше слов, больше тела.
Фанаты франшизы, конечно же, будут недовольны столь вольным обращением с первоисточником: многострадальная Трис с первых же минут активно размахивает кулаками и ножницами, бегает наперегонки с товарным поездом и расплющивает головы обидчиков о бетонные стены. И это вместо того, чтобы — как в книге — дрожать при виде оружия, подслушивать в кустах разговоры взрослых и лезть с обнимашками к своему парню/бывшему тренеру. Последний всё так же эффектно выглядит как в кожаной куртке, так и без неё — и не беда, что не досталось ему драматических сцен с экранными папой и мамой. Не беда, что не пришлось разыгрывать глупые ссоры с избранницей, кто из них должен умереть ради другого; не беда, что не нужно было натягивать на себя маску лидера, генерала революции. Тобиас нужен для смазливой картинки в романтических сценах и для пущей убедительности в драках (всё-таки девушкам не пристало себя спасать). Единственное, за что можно пожурить создателей — так это за прокатный рейтинг PG-13, не позволивший уделить должное внимание героям в полуобнажённом состоянии.
Отдельное спасибо хочется сказать сценаристам, кардинально перекроившим невнятный сюжет «Инсургента». Пусть интрига с волшебной коробкой, открывающейся только по велению Избранной, и не особо оригинальна, зато она направляет всё мельтешение персонажей из фракции во фракцию к какой-то логической цели. Также, вместо того, чтобы детально описывать разные сообщества и их обычаи, создатели ограничиваются парой-тройкой эффектных деталей: выслушали лицемерные пожелания в Дружелюбии — побежали дальше, поужинали во мраке катакомб у Изгоев — и снова в путь. Чуть больше времени отдано Искренним, однако, напрасно. Никаких новых визуальных решений режиссёр не привнёс (разве что Дэниэл Дей Ким в ч/б?), а слезливые признания центральных персонажей выглядят жалкой размазнёй. Когда действие наконец-то перемещается в центральный штаб Эрудитов, вздыхаешь с облегчением: наконец-то финальная битва с непоколебимой Жанин. Уинслет по-прежнему безупречна в изображении одержимости, жестокосердия и холодного расчёта. Что примечательно, за весь фильм она практически не двигается — в отличие от молодёжи, которые вечно куда-то бегут. Мы видим лишь резко очерченный силуэт, лицо, завершённое, как геометрическая фигура, и стальной, убеждённый в своей правоте взгляд. Пожалуй, именно её образ вытягивает этот подростковый кисель на другой уровень и заставляет с трепетом ждать развязки.
В финале, кстати, зрителя ждёт ещё один сюрприз — и это не ожидаемый призыв к революции, а отсылки к «Призраку в доспехах» и «Матрице». Конечно, картину вряд ли назовёшь духоподъёмной или инновационной, но аллюзии на классику срабатывают на каком-то подсознательном уровне. Трис ещё в первом фильме называли Избранной, но именно в Инсургенте она оправдала себя.